"Завершена перегруппировка и оперативное развертывание войск и сил Восточного военного округа, соединений Воздушно-десантных войск и Дальней авиации", - сообщало утром оборонное ведомство.
"Воинские части и соединения 29-й, 36-й, 35-й, 5-й армий сосредоточены на полигонах Забайкальского, Камчатского и Приморского края, Сахалинской и Чукотской областей. Войска заняли оперативные районы и приступили к выполнению учебных задач", - информировало Минобороны в середине дня.
Попробуем объяснить, что таится за этими короткими фразами. Известно, что внезапная проверка боеготовности, которую Минобороны по поручению Верховного главнокомандующего Владимира Путина устроило на Дальнем Востоке, подняла на ноги не только местных военных, но и их коллег из других регионов России.
Самостоятельно перебазировать с зимних квартир на отдаленные полигоны около сотни тысяч солдат и офицеров, огромное количество боевой техники и грузов - задача, непосильная даже для такого мощного ведомства, как Министерство обороны. Как это будет в случае войны и как это положено заранее отрабатывать на учениях, к выполнению сложнейшей транспортно-логистической задачи привлекли немало ведомств - от Росавтодора и Росморречфлота до Минтранса и РЖД.
В том числе с их помощью генералы перебросили по рельсам, воздуху, а кое-где и по воде воинские формирования. Причем в некоторых случаях маршрут движения растянулся на 4 тысячи километров. Соединения и части 36-й армии, к примеру, совершили комбинированный марш из Бурятии в Забайкалье. Так что впору говорить о серьезном экзамене не только для военных, но и гражданских чиновников и специалистов. По данным пресс-службы Восточного военного округа, для переброски войск и техники в заданные районы было задействовано порядка 20 эшелонов, состоящих из более 800 вагонов и платформ, а также десятки судов вспомогательного флота.
Это, конечно, не умаляет транспортные возможности и мобильные качества самой армии. Там, где было возможно, воинские части и подразделения перебазировались самостоятельно. В первую очередь это относится к авиации. За несколько "тревожных" дней около сотни военных самолетов и вертолетов временно поменяли аэродром приписки, преодолев по воздуху от 400 до 4 тысяч километров. Причем десятки летных экипажей параллельно занимались разведкой и прикрывали от ударов условного противника автомобильные колонны, железнодорожные эшелоны и морской транспорт с сухопутными войсками.
А вот для 300 солдат и офицеров из Уссурийской бригады ВДВ переброска по воздуху завершилась десантированием на площадку приземления "Корсаково" в Приморье. Правда, сразу идти в бой "голубым беретам" не пришлось. После 150-километрового марша они выйдут в район погрузки на большие десантные корабли. Затем вместе с морскими пехотинцами Тихоокеанского флота отправятся на Сахалин, где получат очередную задачу.
Их коллеги из усиленного десантно-штурмового батальона Улан-Удэнской бригады ВДВ такую задачу уже получили. Сегодня они впервые посадочным способом десантировались с тяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан" на аэродром "Угольные Копи" вблизи административного центра Чукотского автономного округа - города Анадырь. Там крылатую пехоту ждет не менее важная миссия: они должны воспрепятствовать высадке морского десанта условного противника на побережье Берингова моря.
Сегодня держали экзамен и расчеты систем ПВО С-300. Поднятые по тревоге, зенитчики-ракетчики совершили марш, развернули технику и успешно выполнили пуски с необорудованной позиции на побережье Камчатки. Стрельбу они вели по ракетам-мишеням, запущенным с борта двух малых ракетных кораблей, находящихся в северо-западной части Тихого океана. На этом испытание пэвэошников не закончилось. По вводной проверяющего расчеты систем С-300 вышли из-под удара условного противника и развернули свои машины в новом позиционном районе. Всего в пусках ракет участвовали около 300 военнослужащих и порядка 40 единиц боевой техники.