Правда, де-факто это случится не сегодня и не завтра. Сейчас лодка находится у причала санкт-петербургского завода "Адмиралтейские верфи", где ее строили и впервые выводили в море. И прежде чем субмарина отправится к месту постоянного базирования, ее ждет другой поход - на Северный флот. Именно там, на глубоководных полигонах в холодных морях, пройдет заключительный этап государственных испытаний "Новороссийска". Ее экипаж, в частности, выполнит ракетные стрельбы из высокоточного комплекса большой дальности "Калибр". Если с пусками не возникнет проблем и бортовое вооружение лодки подтвердит свою высокую эффективность и надежность, то до конца этого года новая субмарина возьмет курс на Черное море.
Известно, что там решено сформировать бригаду подводных лодок в составе двух дивизионов. Они будут дислоцироваться в Севастополе и Новороссийске. Планы переоснащения подводных сил ЧФ адмиралы сверстали давно. Первоначально, еще до возвращения Крыма в состав Российской Федерации, основные подразделения бригады хотели разместить в Новороссийске. Теперь у флотского командования появились возможности для дислокационного маневра. Уже никто не мешает создать на полуострове полноценный дивизион современных лодок. Тем более, что многие годы наши подводные силы в Крыму представляла единственная дизельная субмарина Б-871 "Алроса" проекта 877В. А ведь если вспомнить историю, в советские времена на полуострове базировалось целое соединение - 14-я дивизия подлодок. Правда, стояли они не у севастопольских причалов, а в Балаклаве. Теперь, по некоторым данным, местом дислокации подводников станет Южная бухта города-Героя.
Известно, какую технику поставят на вооружение новой бригады. Об этом ранее говорил главком ВМФ Виктор Чирков. По его словам, до 2016 года подводные силы Черноморского флота получат в свое распоряжение шесть современных дизельных субмарин, которые строят на "Адмиралтейских верфях".
- Мы планируем, что подводные лодки проекта 636 составят полноценное соединение постоянной готовности, которое позволит Черноморскому флоту решать широкий круг задач в своей операционной зоне ответственности, - сказал адмирал.
Первую субмарину - "Новороссийск" - уже включили в состав Черноморского флота. Сейчас идут швартовые испытания другой лодки данного проекта - "Ростов-на-Дону". В конце августа спустили на воду "Старый Оскол". А шестью месяцами раньше в Санкт-Петербурге заложили четвертый серийный подводный корабль для черноморцев - "Краснодар". Сейчас на заводе идет формирование его корпуса. Наконец, в октябре планируют начать строительство подводных лодок "Колпино" и "Великий Новгород".
Почему адмиралы при выборе нового арсенала для Черноморского флота остановились именно на этих субмаринах? Причин тому несколько. Прежде всего, иметь там более мощные атомные лодки России и другим странам запрещают международные соглашения. К тому же не имеет смысла держать атомоходы в море, не имеющем прямого выхода в океан. Зато для наших "Варшавянок" не слишком глубокие воды Черноморья - дом родной. Эти лодки сделали настолько малошумными, что они могут обнаруживать цель на дистанции, в три - четыре раза превышающей ту, на которой их засекает противник. За высокую скрытность субмарину проекта 636 натовцы прозвали "черной дырой". При этом корабль способен погружаться на глубину до 300 метров, набирать скорость в 20 узлов и совершать походы длиною в 7500 морских миль. На вооружении лодки - шесть аппаратов с торпедами калибра 533 миллиметра, мины и ударный ракетный комплекс "Калибр". Управляет всем этим хозяйством команда из 52 человек.