Платок приравняли к мини-юбке
В мае правительство РМ приняло постановление №208 о типовых требованиях к школьной одежде и внешнему виду учащихся государственных и муниципальных школ. Кроме предписания о введении единой школьной формы, документ содержит ряд запретов. Отныне мордовским школьникам не разрешается красить волосы в неестественный цвет, делать пирсинг и яркий макияж, а также носить на занятия джинсы, мини-юбки, глубокое декольте, обувь на высоком каблуке и демонстрировать религиозную атрибутику.
- Эти требования продиктованы, во-первых, заботой о здоровье детей, - пояснили в министре образования РМ. - Ведь краска для волос и косметика - это химия, которая может нанести вред. А во-вторых, ребенка ничто не должно отвлекать от образовательного процесса. Что касается религиозных символов, то единая школьная форма должна сплачивать детский коллектив, а не разделять.
"Вне закона" оказался и мусульманский хиджаб - постановление запрещает посещать уроки в головном уборе.
Ответная реакция была бурной - представители исламской общественности потребовали отменить этот пункт. Наиболее радикально настроенные заявили, что в противном случае вообще не пустят своих дочерей в школу. Многочисленные попытки властей достичь компромисса - встречи с родителями и круглые столы с мусульманскими лидерами - не принесли результата. Конфликт выплеснулся за пределы региона: требование об отмене запрета хиджабов поддержал и VI Всемирный форум татарской молодежи в Казани - делегаты приняли специальное обращение к правительству Мордовии.
Кроме того, родителями школьниц было отправлено коллективное письмо президенту России, а также уполномоченным по правам ребенка и правам человека в РФ.
В то же время совет старейшин национально-культурной автономии татар Мордовии "Якташлар" полностью поддержал введение светской школьной формы. Члены совета - наиболее авторитетные представители образования, культуры, бизнеса и властных структур - приняли обращение к единоверцам. В нем подчеркивалось, что "хиджаб изначально не характерен для российских татарок - здесь, скорее, сказывается современное влияние арабского Востока".
Прихоть или обязанность?
Бурные дискуссии развернулись и на местных интернет-форумах. "Традиционные российские мусульмане-ханафиты никогда не настаивали на ношении хиджаба. Ношение хиджаба - пробный камень, брошенный радикальным исламом в российское общество", - пишет интернет-пользователь с ником Farid.
Напомним, что приверженцами ислама являются пять процентов населения республики - это около 40 тысяч человек. На территории Мордовии действуют три муфтията, которые по вопросу о запрете хиджабов заняли единую позицию.
В августе муфтий Центрального духовного управления мусульман РМ Фагим Шафиев обратился в прокуратуру с письмом, в котором попросил дать правовую оценку постановлению №208 на предмет нарушения прав девушек, исповедующих ислам. По словам главы духовного управления, ношение платков является не прихотью, а религиозной обязанностью мусульманок.
- Это элемент набожности и целомудрия, который нельзя надевать или снимать по желанию, - подчеркнул Фагим Шафиев.
Требование посещать занятия в школьной форме некоторые представители мусульманской общины расценили как нарушение конституционного права на свободу вероисповедания. Однако надзорное ведомство признало документ правомочным. "Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено", - говорится в заключении прокуратуры РМ, принятом на минувшей неделе.
Но самые рьяные противники постановления продолжают игнорировать его.
- По закону, никаких санкций к детям применить нельзя. Педагог может сделать только замечание девочке, пришедшей на занятия в платке. Самое строгое наказание - исключение из школы - возможно лишь с девятого класса, - пояснил свою позицию председатель общества татарской культуры РМ Марат Салимов. - На учителей и директоров школ оказывается давление, они вынуждены требовать исполнения этого постановления. Хотя татарские девочки в последние 15 лет ходили на занятия в платках - и никому это не мешало. Дети также испытывают сильное психологическое давление. Непонятно, зачем было нужно обострять ситуацию. Сейчас родители школьниц будут обращаться в суды. Есть решимость пройти все этапы - вплоть до Европейского суда по правам человека.
Нашла коса на камень
Cамая сложная ситуация с реализацией постановления №208 возникла в татарском селе Белозерье Ромодановского района. Здесь издавна привыкли жить по своим законам. На три тысячи жителей в селе - восемь мечетей. Алкоголь в местных магазинах не продают. По сельским меркам, живут белозерцы зажиточно: держат семейные колбасные цеха, торгуют семечками. Пакетики жареных семечек производства местных бизнесменов идут даже на экспорт в страны Европы. Все девушки здесь носят хиджабы и платья в пол. В прошлом году один из белозерцев был осужден в Москве за участие в подготовке подрыва "Сапсана" в составе экстремистской группы. Другого недавно арестовали по подозрению в финансировании международных террористических группировок в Сирии и афгано-пакистанской зоне.
Перед новым учебным годом представители региональной власти и надзорного ведомства специально приезжали в Белозерье, чтобы убедить родителей школьниц не противодействовать новому закону. Директор сельской средней школы Равиль Миняев оказался между двух огней: с одной стороны, он как руководитель государственного образовательного учреждения вынужден обеспечить выполнение постановления правительства РМ, с другой - искать взаимопонимание с земляками по этому вопросу.
Еще недавно, в 90-е, местные девочки доучивались максимум до седьмого класса: с 13 - 14 лет родители предпочитали вообще не выпускать их на улицу - в селе бытовал средневековый обычай воровать невест и насильно выдавать их замуж. А саму школу собирались закрыть, создав вместо нее медресе. Потребовались годы, чтобы исправить положение.
- Сейчас наша школа на хорошем счету - число учащихся значительно возросло, дети занимаются спортом, побеждают на предметных олимпиадах. Администрация, конечно, сделает все, чтобы постановление выполнялось, - заверяет Равиль Миняев и продолжает, тщательно подбирая слова: - Но пока, к сожалению, говорить о решении этой проблемы преждевременно...
- На мой взгляд, в данном случае ситуация не решается правовым путем, - констатирует саранский адвокат Сергей Наумов. - С одной стороны, обжаловать принятое постановление в судах будет сложно. С другой - закон действительно не предусматривает какой-либо ответственности для детей до 14 лет. Россия - полиэтническое и многоконфессиональное государство, и когда речь идет о вмешательстве в национально-религиозную сферу, нужно действовать очень осторожно.