- Сергей Александрович! Цитируем: "В Москве 700 муниципальных библиотек и ни в одну из них за прошедший год не записалось ни одного человека". И далее вы высказали сожаление, что не имеете права лишить их государственных денег.
Сергей Капков: Продолжу цитату в СМИ: "И продать их здания…"
- Нет, так вы не говорили, мы смотрели стенограмму заседания. Так что, будем закрывать библиотеки?
Сергей Капков: Цитата, которую выдал "Интерфакс", некорректна. В агентстве мне принесли свое извинение, а сообщение скорректировали. Я привел в пример детские библиотеки, расположенные в районе переулков Арбата, где раньше жила партийная, профсоюзная и культурная элита. В этой среде при дефиците книг считалось хорошим тоном записывать своих детей в библиотеку, самим записываться и ходить в читальный зал. Сейчас дефицита книг нет, как нет и понятия "детская" и "взрослая" библиотека, хотя, по сути, все имеющиеся библиотеки там именно детские. Рядом с ними - книжный магазин, на полках которого стоит более 200 тысяч книг. И в библиотеку в этом районе действительно никто не записывается.
Обсуждался же на слушаниях важный документ - основы культурной политики. И вот в его проекте были через запятую упомянуты "дом культуры, библиотека" как источники культуры по концепции Минкульта. Я же выступаю против того, чтобы документ, который подпишет президент, строился на риторике прошлого. Какие там могут быть библиотеки, это "кирпич прошлого"? На базе многих из них в Москве уже не первый год существуют медиатеки. В них можно прослушать курс научных лекций, заняться дополнительным образованием, а люди старшего поколения изучают программы, которые позволяют им освоить компьютер. Не должно быть в концепции места и "дому культуры", термину, введенному еще советским министром культуры Екатериной Фурцевой. Нужно другое название, например, культурный центр.
Не понимаю я, почему в этой концепции нет и таких понятий, как творческий кластер - вроде "Винзавода", "Гаража"… В жизни есть, а в документе - нет! Я продолжу ряд. Книжный магазин является объектом культуры? Является. Но ведь и его нет! Понимая, как устроена вертикаль власти, я выступаю за то, чтобы не потерять каких-то важных вещей. А с другой стороны, к чему в документе такие красивые слова, как филармония, концертный зал? У нас что, в каждом субъекте федерации они есть? В основы культурной политики надо закладывать совершенно понятную человеческую арифметику и региональному министру, и обывателю. Там должны быть такие вещи, как, например, некий раздел про детство, в котором говорится: каждый российский школьник два раза в год сходит в театр и два раза в год сходит на экскурсию либо на урок в музей.
И тогда политика начнет работать. Я, министр, буду думать: вот для семиклассника у меня есть материал в музеях, для одиннадцатиклассника - есть спектакль, вся русская классика. А для десятилетнего ребенка? Вроде "Чипполино" и "Буратино" он уже перерос, "Тимур и его команда" выпали из обоймы по понятным мне идеологическим соображениям... Выходит, ничего не осталось! И тогда я начну пересматривать даже финансирование театров, чтобы получить некий необходимый мне интеллектуальный продукт. Сейчас закон этого от меня не требует. Заниматься или нет - целиком зависит от моего личного желания, равнодушия или неравнодушия. То есть я хочу сказать, что вырабатывая документ, нужно вносить в него механизмы исполнения. Логика примерно такая же, как при сдаче норм ГТО в школе, которыми предусмотрено десять раз отжаться, столько-то и за такое то время пробежать. И тогда, по крайней мере, становится понятно, зачем нужны уроки физкультуры и что дети на них должны делать.
Вот точно так же должно быть и при гуманитарном и эстетическом воспитании личности через культуру. Об этом я жестко и много и говорил в Госдуме. А услышали лишь то, что вырвали из контекста и подали как хотели.
- Словом, библиотеки закрываться не будут? В том числе и на Арбате, где тоже есть люди, которым не то что книга в магазине не по карману, но и каждый день свежая газета. Поэтому они ходят читать ее в читальный зал.
Сергей Капков: Нет, конечно. Напротив, наши библиотеки, которые стали уже больше, чем библиотеки, работают сейчас до 10 часов вечера, обучают читателей работе с электронным правительством, чтобы они могли пожаловаться на местного бюрократа, не выходя из дома и т.д.
- Михаил из Москвы, спрашивает: "В Москве нет ни одной муниципальной библиотеки, так как все они учреждены департаментом культуры и являются госучреждениями. Когда в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" эти библиотеки будут переданы органам местного самоуправления, действующим в городе?
Сергей Капков: У нас 700 библиотек, потому что муниципалитеты сами не хотят их брать. Есть только муниципальные библиотеки на присоединенных территориях города, но и там местные власти рады отдать их нам. Это же вопрос финансирования. Как договорились, так и живем.
- Создать в Москве ночные библиотеки - ваша инициатива?
Сергей Капков: Это инициатива библиотекарей. Они ухватились за пример немецкого Штутгарта, где такие библиотеки есть. Но мое глубокое убеждение - не как министра, а просто обывателя, возникают они в силу того, что в мегаполисах люди становятся одинокими. Человек не может заснуть, вот и ищет общения. Почему появляются круглосуточные торговые центры? Люди хотят общения. Нужно ли это делать? Если говорить о библиотеках, думаю, что нет, так как у нас есть круглосуточные книжные магазины и,следовательно, и круглосуточное общение. Более того, наши московские книжные ночью дают даже 20-процентную скидку на покупку книг, чем с удовольствием пользуются студенты.
Полный текст "Делового завтрака" с Сергеем Капковым читайте в одном из ближайших номеров "Российской газеты".
Руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков в "РГ"