23.09.2014 00:10
Культура

Вера Сторожева: Я боюсь в фильмах всяких социальных привязок

Открылся фестиваль "Киношок"
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №216 (6488)
Фильм Веры Сторожевой "9 дней и одно утро" уже был показан на международном кинофестивале в Шанхае, на фестивале российского кино в Выборге, где он вышел на третье месте в "Выборгском счете", где голосуют зрители. В Анапе фильм "Девять дней и одно утро" открыл фестиваль "Киношок".
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "9 дней и одно утро"

В интервью "РГ" режиссер Вера Сторожева рассказывает о своем новом фильме и о том, почему кино складывается в итого из того, что любишь.

Три фильма киргизских режиссеров примут участие в фестивале "Киношок"

Практически во всех Ваших фильмах, начиная с получившей "Золотого Георгия" картины "Путешествия с домашними животными", один из главных сюжетов - движение человека к самому себе, обретение себя. При этом метафорой "пути к себе" становится роуд муви, жанр путешествия. Но в отличие от обычной мелодрамы у вас сюжет не связан с поиском женщиной своей "второй половины"… Почему?

Вера Сторожева: Для меня фильмы "Путешествие с домашними животными", "Скоро весна" и "9 дней и одно утро" складываются в трилогию. Действительно, можно сказать, что они сняты как роуд-муви и в основе - движение героини к себе. Для меня важно, что обретение себя для женщины возможно не только через любовь к мужчине. Скорее моя тема - обретение героиней себя как уникальной личности.

Случайно это или не случайно? Наверное, нет. Истории лепятся из себя. Даже если я их нахожу "на стороне", я все равно их прилаживаю под себя, а потом уж наблюдаю, что выросло…

Ваше кино не назовешь феминистским, но оно вводит очень внятный женский взгляд. При этом у вас напрочь нет темы, с которой, как правило, связывается самостоянье женщины, я имею в виду профессию, карьеру... Меж тем, вопросы свободы и профессионального становления - очень взаимосвязанные вещи.

Вера Сторожева: Я боюсь в фильмах всяких социальных привязок, проблем. Профессия - это вопрос социальной адаптации человека. А мне как режиссеру важнее внутренняя адаптация персонажа. Причем я бы не сказала, что она важна только для женщины. Просто лично у меня главными героинями оказываются женщины. А так - мужчина имеет такое же право на путь к себе… К слову, сценарий фильма "Путешествие с домашними животными" написан Аркадием Красильщиковым. Для него он был связан отнюдь не с эмансипацией или феминизмом, а с темой эмиграции. Он его написал, уехал, а двенадцать лет спустя мне попал в руки его текст и я сняла фильм.

Что касается выбора именно "женских историй", то я героинь своих лучше понимаю: они более эмоциональные, открытые, менее защищенные, чем мужчины… Если угодно, мне с ними легче. Не с актрисами, а именно с героинями.

Во всех этих фильмах везде в кадре - провинция. Не любите мегаполисы?

"Киношок" покажет 11 лучших фильмов пост-советского пространства

Вера Сторожева: Я люблю снимать в провинции. Это технологично, удобно. Мне там работать комфортно. Это не сумасшедшая Москва. Потом в провинции люди другие. В фильме "9 дней и одно утро" есть момент, когда героиня выходит из архива, где пыталась что-то узнать о судьбе матери, и видит, как женщина гладит собачку: "Вот бы нам с тобой всю жизнь прожить…". Мы на съемках выстраивали эпизоды, глядим - женщина с собачкой. Я попросила второго режиссера ее привести. И в кадре она собаку гладит точно так же, как в жизни. Мы просто попросили: "Вы пожалейте ее...". Мы тем временем сделали несколько дублей с главной героиней. А женщина и спрашивает: "А что это она носится туда-сюда?". Мы рассказали ей историю нашей Анны: вот, у нее сестра покалечилась, мама сгорела. Наша тетенька вздохнула: "Так, может, я ее пожалею?". Прекрасные, открытые люди. В столицах таких не найти.

Судя по этой истории, вы охотно импровизируете на съемках?

Вера Сторожева: Насчет охотно - не знаю. Но я очень скрупулезно готовлюсь к съемкам, может, именно поэтому я всегда вижу, что происходит вокруг. И у меня многое в кадр привносится уже из этого, происходящего рядом. Мне легко это делать, потому что я знаю, что мне делать.

Кстати, о подготовке к съемкам. Видно, что город Ростов вы облазили основательно. В фильме очень впечатляет этот контраст прекрасной архитектуры и мизерабельной повседневности. Понятно, что это данность жизни…

Вера Сторожева: В Ростове очень много храмов. Когда мы показывали фильм на фестивале в Шанхае, там вообще решили, что такого количества храмов не может быть. Они подумали, что мы делали компьютерную графику.

Никакой компьютерной графики?

Вера Сторожева: Нет, город так и живет. Вечные незыблемые храмы и ветхие жилища.

Но для вас как режиссера этот контраст был значим?

Вера Сторожева: Конечно. Все-таки храмы, которых так много в Ростове Великом, не меняют жизнь людей.

Почему?

"Киношок" станет круглогодичным фестивалем

Вера Сторожева: Не знаю. Люди привыкли к ним, к колокольному звону. Это фон их жизни. Но они оторваны от этой традиции, которая продолжает жить в этих храмах. Для них она что-то внешнее. Тема разрыва - внутри семьи, внутри традиции - важна для фильма.

Вы нашли хороших актрис - Ольгу Попову и Анну Щербинину. При этом обе они имеют опыт жизни за рубежом: одна учится в США, другая живет во Франции. И этих девушек вы помещаете в историю, происходящую в русской провинции. Сюжет встречи Востока и Запада для вас важен?

Вера Сторожева: Пожалуй, для меня важнее сами эти девушки. Вообще-то под них все и делалось. Мне хотелось их совместить. Для меня они - две половины одного целого. Я стала под них придумывать историю. Так сложилась история про двух в детстве разлученных сестер. Несколько авторов пытались писать сценарий, в итоге его написала Анна Козлова. Она прекрасный писатель, известный… И мы сделали сюжет - о двух сестрах из детдома, которые встречаются уже взрослыми.

Что касается их опыта жизни за границей, то Анне Щербининой он пригодился - она практически играет саму себя. Она модель и актриса во Франции. А Оля учится на режиссера, совершенно не похожа на свою героиню…

Просто, если я верно поняла, история-то о том, что путь к себе не обязательно связан с перемещениями на местности… В этом смысле, так уж важно, что одна из героинь оказалась в Париже, а не в Петербурге, скажем?

Вера Сторожева: Париж нужен, чтобы появился мотив возвращения домой. Для француженки Анны ведь возвращение болезненно, она хочет вспомнить прошлое и боится его. Для Любы, которая никуда не уезжала, прошлое становится потрясением, потому что она обнаруживает, что у нее есть сестра. Они по крупицам собирают-вспоминают свое детство, наверное, лишенное любви. Может, тот, кто не получал любви, тому и трудно любить в этой жизни.

Да, но не только героини, но, кажется, все персонажи, ждут, что кто-то появится и изменит эту жизнь - без их участия.

Вера Сторожева: Да, эта тема на виду. Начиная с мэра и заканчивая маленькой девочкой, все свято верят, что подарок с небес спустился и все станут счастливее. Мэр найдет город-побратим - будет ездить во Францию, потому что Франция очень хорошая страна. Девочка верит, что ее удочерит французская модель Анна. А модель сама несчастлива, как, впрочем, и все у нас в фильме. Может быть, только Люба - самодостаточная фигура. Какая-то в ней есть полнота - и душевная, и физическая.

У вас появляется Светлана Тома в неожиданной роли провинциальной тетушки, Сергей Пускепалис - в роли мэра, есть совсем юная актриса Ника Анаскина… Трудно ли было соединять актеров трех поколений в фильме?

Вера Сторожева: Мне нравится находить артистов и под них что-то придумывать. Под Пускепалиса я специально роль мэра придумывала. А роль контуженного "афганца" - под Сергея Попова. На самом деле все складывается в итоге из тонкой материи любви.

Главный приз "Киношока" получил фильм Ермека Турсунова "Старик"

Для вас путь к себе связан с работой на ТВ, на сериалах… Многие считают, что это закрывает путь к "большому кино"…

Вера Сторожева: Если человек работает в клинике московской, а потом доктором в деревне - это не значит, что он теряет квалификацию. Я сделала, например, большой телепроект "Развод", где я впервые работала со Светланой Томой. Я снимала его как кино. Я не понимаю людей, которые одну работу делают хорошо, а другую - умеют - делать плохо. Мне кажется, что профессионал, он всегда профессионал. … Я люблю много работать. Из всего можно извлечь для творчества пользу.

Я пришла на телевидение, потому что не было кино. Абсолютно. Владимир Мотыль, художественный руководитель Высших режиссерских курсов, в 1991 году заставлял нас, студентов подписывать документ, который он сам составил. Мы все были взрослые люди, всем было за тридцать. У всех это было второе высшее.

А что за текст?

Вера Сторожева: Текст, что я, такой-то и такой-то, в здравом уме и твердой памяти понимаю, что бросаю свою основную профессию и иду в область, которой не существует - в кино. Я могу потерять работу везде. Мы подписывали. Тогда было работать негде. Потом уж постепенно - делала какие-то ролики, работала на телевидении. Пока у меня не появилась возможность снять "Небо. Самолет. Девушка"…

А первая профессия была какая?

Вера Сторожева: Я закончила Институт культуры. Отделение театральной режиссуры. Но я не работала по специальности. Сотрудничала немножко с Кирой Муратовой. Детей растила. У меня две маленькие дочери, я ими занималась. Когда поступила на курсы, младшей было два года, а старшей - девять лет. В итоге все сложилось, как сложилось. В 2001 я начала снимать "Небо. Самолет. Девушка". Я не считаю, что человек может себя как профессионала испортить, если он работает по профессии, но в разных жанрах.

Сегодня тоже времена для российского кино не самые легкие…

Вера Сторожева: Да, тяжелые. Мне легче делать кино - для меня это естественно. Все остальное - трудно. Телевидение вообще ничего не покупает. Режиссеры, дебютирующие с авторским фильмом, уходят в комедии, развлекательное кино, чтобы быть нужным. Хочется быть нужным, чтобы твои фильмы смотрели. Этот момент очень болезненный. Для молодых вообще - жесть.

Иначе говоря, вы за то, чтобы будущие кинематографисты подписывали чудесный текст, придуманный Владимиром Мотылем?

Вера Сторожева: Нет. Для человека, который идет вперед, находятся возможности. Нельзя себе обрубать будущее: этого нет, того нет. Если ты идешь, то все равно найдется твоя дорога. Никто не может занять чужое место в жизни. Каждый человек должен двигаться, несмотря на то, что кризис в кино, в стране, санкции или что-то еще… Это имеет значение - чисто внешнее. Но все равно человек должен двигаться, потому что это время его жизни. У нас другого времени не будет.

Наше кино