"Киношок" начинался в начале девяностых как "кино-шок". "Шокового", шокирующего кино тогда было много. Кинематограф (в ту пору еще советский) лишался проката и мучительно искал новые формы, способы существования и контакта со зрителем.
С тех пор в акватории Анапы, где "Киношок" прописался сразу и навсегда, утекло много черноморской воды. Фестиваль постепенно менялся, и в конце концов, нашел свое место среди других - тоже менявшихся, рождавшихся, а нередко и умиравших. "Киношок" соединил кинематографы бывших братских республик, которые стали соседними государствами, - в этом его уникальность.
Что будет на нынешнем "Киношоке"? Главное, пожалуй, то, что фестиваль поменял прописку. То есть он остался в Анапе, но переехал из пригородного санатория в самый центр курортного города. Теперь все главные события, включая конкурсные просмотры и творческие встречи, станут доступны жителям и гостям Анапы.
Традиция "Киношока": главное конкурсное жюри всегда возглавляет человек уважаемый, известный, но представляющий не кино, а смежные виды искусства. В этом году председателем жюри стала фотохудожник, переводчик Екатерина Рождественская. Вместе с ней оценивают фильмы грузинский оператор Ломер Ахвледиани, сценарист и оператор из Армении Арутюн Хачатрян. Россию представляют в жюри кинорежиссер Владимир Фокин, актриса Ольга Лапшина и писатель, кинокритик Алла Боссарт.
В конкурсе фильмы из 11 стран бывшего Союза. Отборщики обещают, что в программу вошло практически все, что в этом году получило признание на крупных международных и национальных фестивалях. Принципиальное новшество этого года: Россию в конкурсной программе представляют картины-победители двух главных национальных фестивалей. Фильм "Испытание" Александра Котта выиграл сочинский "Кинотавр", а "Сын" Арсения Гончукова - выборгский фестиваль "Окно в Европу". В конкурсе также "Племя" украинца Мирослава Слабошпицкого, премьера которого состоялась на Каннском фестивале, "Free Range" эстонца Вейко Ыунпуу - премьера на Берлинском фестивале. Зрители на каннском кинофестивале уже видели, а российские зрители увидят впервые азербайджанскую картину "Врозь" и грузинские "Невидимые пространства". Словом, в Анапе будут показаны работы из первого ряда, фильмы-лидеры мирового кино. Но главное, конечно, не только и не столько фестивальные судьбы картин. Это кино рассказывает сегодняшнему зрителю о том, как и чем живут наши соседи. О чем думают люди, еще совсем недавно бывшие нашими соотечественниками.
Еще на "Киношоке" есть "ТВ-Шок". Уникальный для наших фестивалей конкурс игровых телевизионных фильмов. Не секрет, что именно в телевизионное кино уходят многие мастера, и кино, которое делается для телевидения все чаще и чаще выигрывает у "большого" кино. Показывать такое кино на фестивалях непросто - оно же многосерийное, а значит, не так просто вписывается в фестивальные форматы. "Киношок" пытается решить эту проблему и ввести телекино в общий кинематографический контекст. Среди картин будут и уже знакомые телезрителям яркие проекты. Российское сериальное кино представляют "Куприн. Поединок" Андрея Малюкова, "Мой друг Шерлок Холмс. Собака Баскервилей" Андрея Кавуна. Специальное событие фестиваля - показ полной версии "звездного" российского сериала "Пепел".
Ну, и конечно, в Анапе, в соседних кубанских городах, в казачьей станице Гастагаевская, куда по традиции выезжает весь фестиваль полным составом, в эти дни резко увеличится концентрация знакомых лиц. И еще: в Анапе появится Музей "Киношока". Строительство такого музея в будущем, а пока на месте стройки будет заложен памятный камень.