Обоснование необходимости ударов по территории суверенной страны попыталась изложить представитель нового поколения "вашингтонских ястребов", глава американской миссии в Объединенных Нациях Саманта Пауэр. Она направила одностраничный документ, больше похожий на рядовую отписку, на имя генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.
Итак, США решили ударить по позициям группировки "Исламское государство" в Сирии, по мнению дипломата, из-за "неспособности или нежелания Дамаска ответить на угрозу со стороны исламистов". И именно этот факт, как без тени смущения отметили в Вашингтоне, является достаточным основанием для нанесения ударов по территории суверенного государства. А формальным поводом, по словам Пауэр, было то, что нанести удары по сирийской территории Соединенные Штаты попросили власти соседнего Ирака. По заявлению главы американской дипмиссии в ООН, Багдад "ясно дал понять", что столкнулся с серьезной угрозой в виде террористических акций боевиков "Исламского государства".
Логика американцев потрясает. Объяснение они выбрали самое простое - "нас попросили". Вот мы и бомбим без разрешения. Выходит, теперь их "могут попросить" о подобных ударах любые страны, если, выражаясь бытовым языком, "в доме их соседа будет шумно". Кстати, каких-либо доказательств просьбы иракцев - ни устных, ни, что было бы более уместным, в виде документально оформленного документа - Пауэр, известная своей напористостью в продвижении интересов США в стенах ООН, не представила.
Напрашивается вопрос: а где официальные заявления руководства Ирака, и почему молчит Багдад? Интересно, знают ли вообще в иракской столице о том, что не кто иной, как они, иракцы, попросили американцев разобраться с террористами в Сирии?
Американская ракета Tomahawk поражает цель - позиции боевиков "Исламского государства" на территории Сирии. Фото: Eric Garst / AP
Сам факт бомбардировок создает крайне опасный прецедент, нарушающий базовые принципы международного права: выходит, что одна страна может попросить другую нанести авиаудары по территории третьей страны. А ООН - организация, которая с момента своего создания априори либо должна давать свое согласие на подобные действия, либо блокировать их - ставится перед фактом.
Мир, конечно, переживет бомбардировки баз террористов, которые начали совместно со своими союзниками Соединенные Штаты, правда, умалчивая, кто именно им помогает. Другое дело, что ждет мир дальше. В новом столетии при Буше и Обаме - президентах, неоднократно удивлявших мир своими познаниями в вопросах внешней политики - Америка вторгалась в Ирак под надуманным предлогом наличия у Саддама оружия массового поражения. Готовила цветные революции в Киргизии, Грузии, недавнюю на Украине. А сейчас начала бомбить территорию Сирии - мол, иракцы попросили. Все это становится тенденцией, показывающей, что Соединенным Штатам уже давно нет никакого дела до норм международного права и, будем откровенны, до самой ООН, вопрос реформирования которой благополучно спустили на тормозах, хотя об этом говорили все 1990-е годы.
Вашингтон демонстрирует, что находится в своей собственной, отличной от других системе подходов к мироустройству, в которой уже не до ООН и до того самого международного права, "мировых правил игры", которые с таким трудом вырабатывались маститыми экспертами в стенах Объединенных Наций после Второй мировой войны. Рушится вся правовая основа мировых международных отношений. А после вручения Обаме звания главного миротворца планеты в 2009 году и последовавших за этим силовых операций Запада в разных уголках Земли полностью нивелирован смысл Нобелевской премии мира.
Собственно, мотивация Белого дома, позволяющая ему вторгаться на территорию других государств, хорошо выражена в речи Обамы по поводу операции в Сирии. Достаточно вспомнить две его фразы, которые объясняют весь смысл происходящего: "Мы имеем право. У нас исключительная роль". Тезис об исключительной роли США в "борьбе с мировым злом" сегодня, в условиях явного снижения политического веса Обамы в самих Соединенных Штатах, является едва ли не единственным козырем лидера демократов накануне ноябрьских выборов в конгресс. В ходе этих выборов партия Обамы на фоне невыполненных им многочисленных обещаний избирателям рискует потерять контроль над парламентом.
Показательно, что если раньше, вспоминая о Сирии, американский президент говорил о необходимости поддержки повстанцев, воюющих против официального Дамаска, то в последнее время перешел исключительно на борьбу с террористами, которые "окопались" на части сирийской территории. Возникает вопрос: доводят ли до Обамы его ключевые советники Керри и Пауэр информацию о том, что часть повстанцев, воевавших против Асада, перешла на сторону "Исламского государства"? Или информация идет в стиле Джен Псаки, время от времени оказывающейся в центре удивительных страноведческих курьезов?
В связи с этим из всех комментариев, озвученных мировыми политиками в эти дни, заслуживает внимания позиция президента Боливии Эво Моралеса. По мнению соратника покойного Уго Чавеса, агрессивные акции США в Сирии и других арабских странах, где существуют проблемы самоопределения, а также различные конфликты там являются предлогом для вторжения американцев на территории этих государств с целью подчинения их Соединенным Штатам. Моралес в интервью Russia Today отметил: Вашингтон пытается решить и стратегические экономические задачи - завладеть природными ресурсами и энергетикой других стран с тем, чтобы полностью осуществлять над ними политический и экономический контроль.
И что бы ни рассказывала Саманта Пауэр в своем письме генсеку ООН о том, что "США инициировали необходимые и пропорциональные военные действия в Сирии с целью ликвидировать сохраняющуюся угрозу в отношении Ирака", террористы "Исламского государства" - цель краткосрочная. Долгосрочная же состоит в том, чтобы сместить неугодного Америке Башара Асада. Просто к сирийскому президенту, с убедительным преимуществом выигравшему выборы главы государства, американцы теперь подходят с другой стороны. Предупреждая о том, что могут решать "вопрос с сирийскими террористами" долгое время. Намекая, что даже годы могут понадобиться на уничтожение новой группировки "Хорасан", которая, по оценкам аналитиков из американских спецслужб, уже сейчас опаснее "Аль-Каиды" и якобы планирует теракты против Соединенных Штатов. Сами боевики не скрывают, что основательно подготовились к противоборству с американцами: большинство баз и ставок исламистов находится в эшелонированных подземных укрытиях.
Кстати, явный акцент Белого дома на событиях в Сирии и отсутствие каких-либо комментариев относительно ситуации на Украине подтверждают мнения ряда экспертов, высказанные по окончании визита Порошенко в Соединенные Штаты: Вашингтон неуклонно теряет интерес к Киеву, решив свои стратегические задачи по формированию и оказанию давления на Россию. Теперь, похоже, его главная цель - смещение Асада.
Барак Обама, 2013 год:
"Ясно, что режим (Асада - прим. "РГ") слабеет и теряет контроль над территорией. Оппозиция становится сильнее. Все больше сирийцев встают на защиту чести. Режим Асада падет, и у сирийского народа появится шанс определить свою судьбу. И они по-прежнему найдут партнера в лице США".
Барак Обама, 2014 год:
"Мир должен понять, что борьбу против "Исламского государства" ведет не одна Америка, а все страны, заинтересованные в том, чтобы "Исламское государство" не представляло для них угрозы… Мы планируем уничтожить цели террористов, а также помочь курдским вооруженным формированиям и предотвратить поток беженцев из региона в регион".
Дэвид Кэмерон, 2013 год:
"Я хочу помочь сирийской оппозиции добиться успеха. Я признаю, что в рядах сирийской оппозиции есть элементы, которые нам очень не нравятся, которые очень опасны, экстремистски настроены. Но среди сирийской оппозиции есть элементы, которые хотят, чтобы Сирия была свободной, демократической, плюралистической страной, где уважают права меньшинств, в том числе христиан. Мы должны с ними работать, и мы с ними работаем".
Дэвид Кэмерон, 2014 год:
"Если вооруженные формирования "Исламского государства" не остановить, то они будут только усиливаться, пока не возьмут под прицел нас самих на улицах Великобритании".
Франсуа Олланд, 2013 год:
"Франция была первой страной, официально признавшей Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил Сирии как законного представителя сирийского народа... Я принял решение увеличить военную поддержку оппозиционной коалиции, соблюдая наши обязательства".
Франсуа Олланд, 2014 год:
"Угроза, исходящая от "Исламского государства", глобальна, и, значит, глобальным должен быть ответ на нее. Времени, которое можно было бы потерять, нет".
Подготовила Анна Федякина
Американский палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18E Super Hornet приземляется на палубу авианосца после нанесения ударов по позициям экстремистов "Исламского государства" на сирийской территории. Фото: MC3 Brian Stephens / AP