На одном из стендов приведены слова актрисы: "Все главное, первое, произошло в Ленинграде. На студии "Ленфильм" прошла большая часть моей жизни. Здравствуй, мой любимый, родной Ленинград! Колыбель революции и моя!".
Открывая выставку, директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица сказала:
- Вы увидите, что Петербург "к лицу" Людмиле Марковне. Она абсолютная богиня этого города, несмотря на то, что жила в Москве. Это знак нашей любви, признания выдающейся актрисе, потрясающей женщине. Человек удивительной порядочности, она пережила сложные моменты жизни, в которой отражены все непростые этапы нашей страны, всегда вела себя в высшей степени достойно. Выставки не было бы, если бы не Сергей Михайлович Сенин, который разделил с Людмилой Марковной последние годы ее жизни, холил, любил и лелеял это удивительное, чудное создание и сохранил дорогие и любимые вещи своей жены.
Сергей Сенин поведал:
- Три года назад в Москве подряд прошли две выставки, посвященные Людмиле Марковне, в замечательных зданиях - галерее "Дом Нащокина" и Музее Москвы. Были разные разговоры: стоит или не стоит это делать. Я "сдался", но нисколько об этом не жалел. Хотя одна известная актриса сказала: она ни за что не хотела бы, чтобы после ухода из жизни прошла выставка ее вещей. Те экспозиции показали, как люди с любовью, восторгом, трепетом, душевной теплотой относятся к Людмиле Гурченко.
Я знал и видел, как Люся любила Ленинград. Она здесь много работала, но и отдыхала душой. Какие слова приходят прежде всего в голову, когда говорим о люсином Петербурге? Это "Ленфильм", Эрмитаж, Мариинка, гостиницы "Европейская" и "Астория"… Это талантливейшие люди - Нуриев, Гергиев, Эйфман, Боярский… Поэтому Питер - город, в котором такая выставка должна была состояться.
Куратор выставки Ольга Плахотная, заместитель директора по научной работе Музея театрального и музыкального искусства, рассказала корреспонденту "РГ":
- Выставка создана специально для интерьеров Шереметевского дворца, она "чисто петербургская", именно здесь "звучит", поэтому перемещаться в другие города не будет. Она о Людмиле Гурченко, которая любила возвращаться в Ленинград-Петербург. Здесь она начала сниматься в кино (первый фильм - "Дорога правды", режиссер Ян Фрид, 1956 год. - "РГ"), и в нашем городе актриса дала свой последний концерт - в январе 2011 года.
Экспозиция занимает три зала. Первый - истоки, детство, самое начало жизни девочки, ставшей впоследствии знаменитостью, легендой. Представлены детские фотографии, сохранился даже костюм, в котором девушка из Харькова поступала в Москве в институт кинематографии (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой).
Можно увидеть семейные реликвии: бубен мамы Людмилы Марковны и баян отца, с которым он прошел войну, гавайскую гитару, на которой она играла. Звучит голос актрисы: "Я родилась в музыкальной семье, в музыкальной стране. Мелодии звучали с утра по радио, песни я схватывала на лету, еще не научившись говорить…" Представлены рукописи биографических книг Людмилы Гурченко - "Мое взрослое детство" и "Аплодисменты".
- Мне кажется, нам удалось воссоздать особую атмосферу отношения Людмилы Гурченко к городу, который она очень любила, - считает Ольга Плахотная.
Один зал музея посвящен "Ленфильму". Здесь будут показывать киноленты "Двадцать дней без войны" и "Аплодисменты, аплодисменты…", бенефис с автобиографическими моментами жизни актрисы. Режиссер Виктор Бутурлин вспоминал, как Гурченко блестяще импровизировала в кадре, рассказывая о себе и о каких-то событиях, и этим напитывался фильм.
На "Ленфильме" Гурченко снялась в 28 картинах. Вся страна знает и любит музыкальные комедии "Табачный капитан", "Соломенная шляпка", "Небесные ласточки". На этой студии раскрылось ее драматическое дарование - у режиссеров Владимира Венгерова ("Балтийское небо" и "Рабочий поселок"), Виктора Трегубовича ("Старые стены"), Алексея Германа ("Двадцать дней без войны"). Герман был поражен умением актрисы "через глаза выплеснуть душу" и говорил, что это умение "делает Людмилу Марковну нашим национальным достоянием. Таковым я ее считаю, ничего не преувеличиваю".
На выставку "приехали" платье для роли мадам Клары Бокардон из "Соломенной шляпки" (1974 год) и белый берет из драмы "Двадцать дней без войны" (1976 год). Представлены фотографии из музыкального фильма-сказки "Мама" (Гурченко и Боярский) и из "Вокзала для двоих" (Гурченко и Басилашвили), снятых на "Мосфильме".
Отдельное место занимают наряды актрисы, выполненные по ее собственным эскизам, сделанные ее руками, а также роскошные туалеты от знаменитых модельеров - Кристиана Диора, Валентина Юдашкина, петербургского кутюрье Татьяны Котеговой. Здесь шляпы, пояса, перчатки, украшения… Известно, что Гурченко любила красиво одеваться.
Искусствовед Вера Ивановская (Москва), прогулявшись по улицам Северной столицы, резюмировала:
- Я поняла сегодня, что для меня Петербург Людмилы Гурченко - это многогранность, неожиданность, игривость, академичность и модерн, соединение культур, наций, религий. Неожиданность поворотов проявлялась в творчестве Людмилы Марковны: ее строгость в одной работе, ее фривольность - в другой, лиричность и тонкость поэтической души - в третьей.
Озвучили слова Лии Ахеджаковой, которая не смогла приехать на открытие выставки. Знаменитая актриса поздравила сотрудников музея с этим событием, просила передать поклон Сергею Сенину и восхищение тем, как элегантно и с достоинством он хранит память о Людмиле Гурченко.
Выставка "Петербург Людмилы Гурченко. Роман длиною в жизнь" продлится до 30 ноября.
К слову
Как отметил Сергей Сенин, готовя фуршет в честь открытия выставки, организаторы задумались, чем угостить людей, которые придут к Людмиле Марковне в гости. "Самое правильное, - рассудил он, - накрыть столы тем, что любила сама Люся. Она обожала Севастопольское шампанское, торт "Наполеон" (он елся бесконечно, в огромном количестве, на зависть всем). И еще в доме всегда были ее любимые конфеты "Столичные", они лежали везде-везде".
Михаил Боярский, народный артист России:
- С Людмилой Марковной меня связывала творческая судьба без всяких черных кошек, которые могли пробежать и остаться в глубине души. Я не часто делюсь теми мгновениями, которые принадлежали только нам, будь то съемочная площадка, гостиница, больница, квартиры друзей, где мы часто встречались. Это все только мое.
Мне очень приятно, что люди пришли на выставку не только из любопытства, это поклонение великому человеку, который при нас жил на планете. Приятно слышать, что Петербург был для Людмилы Гурченко городом ее души. Она действительно здесь расцветала, отсюда много почерпнула, это раскрасило ее душу. А наследство она оставила мощное, удивительное, память, послевкусие… "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…" И мне не стыдно подвести к телевизионному экрану моих детей от 2 до 15 лет, когда работает Людмила Гурченко. Пусть учатся и впитывают добро…