"Я заметил рост количества актов физического насилия против членов парламента и людей, выполняющих общественные функции в то время, когда должны происходить конструктивные предвыборные кампании. Это не соответствует европейским традициям мирных предвыборных кампаний. Такие действия служат интересам тех, кто не желает мира в Украине. Государственные и общественные органы должны объединить усилия для предотвращения актов публичного запугивания и насилия", - заявил накануне посол ЕС на Украине Ян Томбинский, немало поспособствовавший в свое время победе "евромайдана" .
Обеспокоенность европейского дипломата можно понять: после жестокого избиения депутата Шуфрича всем стало ясно, что принцип неприкосновенности на Украине больше не работает и объектом неконтролируемого гнева толпы может стать не только старая, но и новая, симпатичная Брюсселю власть. Например, накануне во время собственной пресс-конференции был забросан шоколадными тортами штатный советник президента Порошенко Олег Махницкий, член партии "Свобода", бывший генеральный прокурор. У "люстраторов" возникли к нему вопросы по поводу объектов элитной недвижимости, хозяином которых тот стал во время пребывания на посту. Незадолго до сноса памятника Ленину в Харькове избежал физической расправы мэр города Геннадий Кернес: группа молодчиков, членов местного "майдана", несколько часов блокировала его в гостинице, требуя подписать заявление об отставке и угрожая расправой.
А теперь "народная люстрация" касается уже не только известных персон, она нагло шагает по регионам. Во вторник в Ирпене, что под Киевом, толпа заставила написать заявление об отставке главу территориальной избирательной комиссии Алексея Гаврилюка, после чего, по уже заведенной традиции, выбросила мужчину в мусорный контейнер - он отказал в регистрации кандидату от местного "майдана".
За день до этого прибывшие в Кировоград на побывку бойцы батальона "Айдар" выбросили на свалку главу аппарата областной администрации Василия Смаглюка и пообещали сделать то же самое с губернатором, который успел сбежать от толпы. В понедельник же в Днепропетровске под люстрацию попал областной прокурор Роман Федик - ему на голову нацепили мусорное ведро и дали сутки на написание заявления об отставке.
Однако самым вопиющим стал случай в Черновцах, где главного врача областного госпиталя для ветеранов войны Манолия Мигайчука под улюлюканье толпы бросили в мусорный бак и не выпускали, пока он не написал заявление на увольнение. Вероятно, такими темпами очередь дойдет и до ответственных за вывоз мусора начальников жилищно-эксплуатационных контор, не говоря уже о будущих депутатах Рады, которым предстоит принимать законы, которые вряд ли понравятся "активным" избирателям.
Эту опасность, похоже, уже понимают в Киеве. Например, генеральный прокурор Виталий Ярема раскритиковал закон "Об очищении власти", так и не подписанный до сих пор Петром Порошенко. По мысли Яремы, правила люстрации противоречат конституции и грозят Украине тысячами судебных исков в Европейском суде по правам человека. Иное дело, что не подписать этот закон, еще до вступления в силу приобретший формы внесудебной расправы, президенту сложно: от него этого настоятельно требуют влиятельные коллеги по "евромайдану" - спикер Александр Турчинов, премьер Арсений Яценюк, лидеры "Свободы" и "Правого сектора" и нацист Олег Ляшко. Последний, к слову, сделал люстрацию "коньком" своей избирательной кампании.
Впрочем, удивляться тому, что демократия "по-украински" свелась к власти толпы, не приходится. Нужно просто вспомнить, что обычай унижать государственных служащих завел незадолго до гибели сотник "евромайдана" Александр Музычко, явившийся с автоматом в кабинет к городскому прокурору. Да и сама новая власть появилась в результате прямого физического давления на власть предыдущую. Отказаться от традиций, рожденных "евромайданом" , она уже, видимо, не в силах.
Корреспондент "РГ" дозвонилась до главврача областного госпиталя ветеранов в Черновцах Манолия Мигайчука, который подвергся нападению радикалов. Тот рассказал подробности происшествия.
- Так что же произошло 1 октября?
Манолий Мигайчук: В тот день я вернулся из отпуска. Пока меня не было, мои недоброжелатели силой вынудили областной совет освободить меня с занимаемой должности. Я оспорил решение в суде и должен был приступить к своим обязанностям. События разворачивались на территории перед госпиталем. Сначала ко мне подошли два человека и попытались не пропустить внутрь здания. Я начал зачитывать им постановление суда, и тогда они перешли к активным действиям. Меня окружили примерно полсотни человек. Многие были пьяны. Начались угрозы, потом дошло до рукоприкладства. Я вызвал милицию, но когда она приехала, то ничего не стала делать, просто сопровождала эту толпу. Вы видели в Интернете, что меня кинули в мусорный бак. Под давлением - и психологическим, и физическим - мне пришлось написать заявление об уходе по собственному желанию. Когда я потом обратился в больницу с побоями, мне не оказали неотложную помощь. С гипертоническим кризом не взяли в стационар. Даже поступила команда не открывать больничный лист.
- Вы рассчитываете, что участники нападения будут наказаны?
Манолий Мигайчук: Конечно, я дал показания, написал заявление. Надеюсь, что будут какие-то разбирательства. Но ситуация удручающая. Теперь у нас творится полный беспредел. Раньше ничего подобного и в страшном сне нельзя было представить. Правовое поле исчезло, законы больше не действуют. Единственный закон - это закон силы и толпы.Я работал в госпитале с 2003 года, а в августе 2007-го стал главным врачом. Еще в феврале на меня оказывали давление, угрожали физической расправой.
- Как отреагировали ваши земляки на то, что случилось?
Манолий Мигайчук: Мне постоянно звонят друзья, знакомые. Говорят слова поддержки. Они сами шокированы тем, что такое теперь возможно в нашем городе.
Что происходит сейчас?
Манолий Мигайчук: За мной и моей семьей следят, я это знаю. Наверное, буду писать заявление, чтобы мне выделили какую-то охрану. Потому что в безопасности себя не чувствую.
Подготовила Екатерина Забродина
Кстати
На пресс-конференцию президента Петра Порошенко и главы правительства Австрии, на которой в итоге СМИ запретили задавать вопросы, не допустили австрийских журналистов. Редактор международного отдела Der Standard Йозеф Кирхенгаст подтвердил "РГ", что охрана не пропустила в зал корреспондента в Киеве Нину Еглински и репортера информационного агентства APA. Якобы их не оказалось в списке аккредитованных лиц. В администрации главы Украины не дали никаких разъяснений относительно инцидента.