Речь идет о пересмотре административного дела, возбужденного сотрудниками управления ФАС в отношении теперь уже бывшего начальника муниципального управления капстроительства Сергея Костикова. Ранее решением суда Советского района Орла он был оштрафован на 20 тысяч рублей за нарушение антимонопольного законодательства. В УФАС сочли, что Костиков нарушил требования закона о размещении госзаказа.
История для Орловской области беспрецедентна. Началась она несколько лет назад, когда эксперты забили тревогу: в тот момент в региональном центре еще работали несколько старых подвальных котельных, которые не вписывались в современные нормы и сильно обветшали. Оборудование износилось до такой степени, что стало представлять угрозу для многоквартирных домов, в которых были расположены. Власти не один год обещали решить проблему, но не хватало то воли, то средств.
В апреле прошлого года после очередного обследования суд из соображений безопасности приостановил деятельность восьми подвальных котельных. Остро встал вопрос: как отапливать дома, которые они обслуживали? Решение нашли в строительстве новых объектов. Между тем зима была уже, что называется, не за горами - официально отопительный сезон в Орле стартует в период с 1 по 10 октября.
В августе прошлого года городская комиссия по ЧС обратилась в администрацию Орла с просьбой срочно выделить из резервного фонда средства на строительство котельных. И посоветовала обойтись без конкурсных процедур, поскольку они "займут длительное время, что создаст угрозу надлежащему обеспечению теплом населения и приведет к нарушению режима теплоснабжения жилых домов". Муниципалитет просьбу выполнил и рекомендовал начальнику УКС Сергею Костикову разместить заказ у единственного поставщика.
Поскольку стоимость контракта превышала 100 тысяч рублей, власти были обязаны провести торги. Однако они сослались на часть 2 статьи 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Там есть "правовая лазейка". Согласно ей, конкурс можно не проводить, если возникли так называемые обстоятельства непреодолимой силы, или, проще говоря, форс-мажор. На этом основании и был заключен контракт без торгов.
Но затем в дело вмешались антимонопольщики. По их мнению, закон все-таки был нарушен. Они, в частности, указали на то, что работа старых котельных была запрещена в конце апреля, а решение о строительстве новых приняли лишь в августе. Трех месяцев между этими событиями вполне хватило бы на проведение конкурсных процедур. В суде представитель УФАС Сергей Бочков заявил, что "у администрации Орла и УКС была возможность разработать проектно-сметную документацию, провести госэкспертизу и разместить заказы на строительство котельных путем проведения торгов".
"Истечение срока эксплуатации подвальных котельных и приостановление срока их эксплуатации не относится к чрезвычайной ситуации, - подчеркнул Сергей Бочков. - Строительство новых котельных не является как предупреждением чрезвычайной ситуации, так и ее ликвидацией".
По его словам, при заключении контракта последствий непреодолимой силы и ЧС не возникало, то есть предупреждать и ликвидировать было нечего. Районный суд встал на сторону УФАС, но областной его решение отменил, а производство по делу прекратил, не усмотрев в действиях экс-начальника УКС состава административного правонарушения. Суд пришел к выводу, что контракт без проведения торгов был заключен по закону, поскольку в августе приближение отопительного сезона все-таки можно считать обстоятельством непреодолимой силы. Остается надеяться, что теперь и коммунальщики не будут удивляться наступлению зимы.