Согласно ему страховщики должны верить предоставленным данным о месте аварии как минимум в течение года. Речь идет о постановлении правительства, которое утвердило правила представления информации об аварии страховщику и требования к техническим средствам контроля, которыми должна быть оборудована машина.
Напомним, что с 1 октября этого года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые расширяют лимит возмещения материального ущерба до 400 тысяч рублей против действовавших до сих пор 120 тысяч. Одновременно с этим должен был начаться эксперимент в четырех регионах России - Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области -по Европротоколу. В этих регионов выплаты по нему по максимуму. А именно 400 тысяч рублей. В других регионах страховщики максимум будут выплачивать 50 тысяч рублей.
Чтобы обезопасить себя от мошенников, страховщики предлагали разные способы защиты. В частности, они рассчитывали на то, что автомобилисты в обязательном порядке будут предоставлять защищенную от редактирования фото- или видеосъемку аварии, повреждения автомобилей, на которых указаны дата и время происшествия, а также данные мониторинговых спутниковых систем. Съемка необходима, чтобы установить факт аварии, и то, что повреждения относятся именно к этому ДТП. А спутниковые системы подтвердят, что авария произошла именно в границах этих четырех регионов.
Все эти требования должно было утвердить правительство. И вот документ подписан и даже опубликован. Он вступит в силу через неделю. Но некоторые его пункты - а именно фиксация ДТП с помощью спутниковых систем - получили отсрочку до 1 января 2016 года. Эта отсрочка вызвала вал протестов со стороны страховых компаний.
Одним из важных требований страховщиков была некорректируемость представленных данных. По сути, это означает, что фото-, видео- и телематические данные человек не сам приносит в страховую компанию на диске или флешке, а страховщик получает их из надежных источников. А правительство установило, что автомобилист их приносит сам на электронном носителе, а некорректируемость данных подтверждает заявлением.
Как пояснили в Российском союзе автостраховщиков, работа по этим требованиям приведет к большому количеству разногласий. Споры будут о подтверждении факта аварии. Ведь документ допускает использование приборов, которые не контролируют движение и положение автомобиля и, соответственно, не могут определить факт ДТП автоматически. Отсутствие автоматической регистрации факта аварии - дает карт-бланш мошенникам.
Поэтому, скорее всего, безлимитный Европротокол для этих регионов даже в порядке эксперимента не заработает до 2016 года. Будут отдельные выплаты по случаям, когда у автовладельцев машина и так нашпигована всеми возможными системами. А в остальных ситуациях страховщики будут подозревать в каждом обратившемся за выплатой более 50 тысяч рублей потенциального мошенника. Но еще более вероятна ситуация, что сами автовладельцы не будут доверять Европротоколу и из-за скола на бампере вызывать инспектора ГИБДД, собирая за собой километровые пробки.