Единственное, чего добились противники выплат компенсаций "за санкции Запада" из федерального бюджета, - перенести рассмотрение этого законопроекта на вечер. Депутаты КПРФ надеялись, что к этому времени они смогут заручиться авторитетным мнением в поддержку своей позиции. И не ошиблись. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, который пришел на "правительственный час" в Госдуму, не стал скрывать своего негативного отношения к инициативе "единоросса" Владимира Поневежского.
"С содержательной точки зрения, он (законопроект) распространяет такую неявную страховку на иностранные активы. То есть фактически мы поощряем вывоз капитала из страны в различных формах, что, наверное, не является задачей экономической политики. Поэтому, с моей точки зрения, это было бы контрпродуктивно", - сказал Улюкаев, отвечая на вопрос депутата КПРФ Олега Смолина. Министр напомнил, что в правительстве возникли замечания к этому законопроекту, еще весной этого года, когда текст законопроекта поступил в кабмин на отзыв.
Замечания остаются и теперь, но, судя по официальному отзыву на "осенний" вариант законопроекта, правительство все-таки поддержало концепцию законодательной инициативы с условием доработки документа ко второму чтению.
Между тем совпадение позиции главы минэкономразвития с депутатской по этому вопросу сказалось на общей тональности дискуссии, состоявшейся на "правительственном часе". Депутаты с пониманием отнеслись к новым сложностям, возникшим в работе министерства в связи с обострением международной обстановки и усилением давления на Россию. И даже жалели министра, которого, "не критикует только ленивый", "и зачастую среди критиков оказываются люди, которые стояли у истоков закладки фундамента структурного кризиса российской экономики".
"Вот чисто по-человечески, не возникает ли у вас желания дать возможность этим критикам, например, Герману Грефу, возглавить министерство экономического развития, взять и вывести страну из кризиса?" - обратился с вопросом к Алексею Улюкаеву либерал-демократ Антон Ищенко. "Герман Греф - мой друг и единомышленник, - откликнулся министр. - Я, конечно, с удовольствием пригласил бы его поработать и поменялся бы с ним должностями, если он не против".
Этот ответ несколько развеселил депутатов. Но разговор на "правительственном часе" все же был серьезным.
"Правительство стремится ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции предшествующего года", - подтвердил неизменность курса Алексей Улюкаев. Однако признал, что "в этом году по ряду причин" эту линию выдержать не удалось. Прежде всего это касается железнодорожных грузоперевозок - тариф по РЖД в 2015 году индексирован на 10 процентов. "Мы надеемся, что это будет единственный случай, когда это правило будет нарушено, и со следующего года мы вернемся к такому тарифообразованию, которое позволяет существенно снизить нагрузку на бизнес", - сказал Улюкаев.
Министр не скрывал от депутатов, что важнейшим риском для экономики России сейчас является риск закрытия финансовых рынков. "Собственно, эти риски уже материализованы - на сегодняшний день глобальные финансовые рынки для наших заемщиков закрыты. Это означает, что до конца 2015 года сумма порядка $160 млрд должна быть рефинансирована за счет внутренних источников. Понятно, что эта цифра немного завышена, потому что она включает в себя внутригрупповые расчеты, когда были просто проводки через внешние рынки. Но все равно, я думаю, что реалистичная оценка - это не менее $90 млрд, которые должны быть изысканы из внутренних источников", - пояснил Алексей Улюкаев. Но задуманные инфраструктурные проекты все-таки будут финансироваться. Более 800 миллиардов рублей, по словам министра, будет выделено на них "в близкое время" из Фонда национального благосостояния.
А законопроект Поневежского в первом чтении Дума в среду все-таки приняла. Большинство (233 - "за", 202 - против) согласилось с главой профильного комитета Владимиром Плигиным, который заявил, что революционный лозунг "Мир - хижинам, война- дворцам" здесь не подходит. Ведь по неправосудному решению иностранного суда можно лишиться и хижины. "Могут быть утрачены не яхты, не виллы, могут быть утрачены конкретные активы, которые работают в том числе на наше государство, культурные ценности, что немаловажно", - добавил веский аргумент "единоросс" Дмитрий Вяткин, пообещав, что обременительными для госбюджета выплаты компенсаций за такие утраты не будут.