14.10.2014 00:40
Экономика

Общий объем доходов крупного бизнеса в РФ превысил 1,5 трлн долларов

Текст:  Инна Зубарева
Российская Бизнес-газета - : №40 (969)
Общий объем доходов участников рейтинга крупнейших компаний России преодолел планку в 1,5 трлн долл. США, динамика их прироста составила 10,5%. Такие данные были приведены на десятом юбилейном форуме крупного бизнеса "Эксперт-400", организованном рейтинговым агентством "Эксперт РА".
Читать на сайте RG.RU

Отрасли, которые принято называть базовыми, второй год подряд демонстрируют скромную или даже отрицательную динамику. Компании черной металлургии снизили выручку по итогам 2013 года на 6,2%, по итогам прошлого рейтинга падение составило 2,3%. У представителей цветной металлургии снижение выручки на 0,8%.

Предпринимателям больше не понадобится круглая печать

Нефтяники и газовики за год увеличили реализацию своей продукции на 14,5%. Росту выручки у нефтяных компаний не помешало снижение экспорта на 2,5% и такое же уменьшение среднегодовой мировой цены за баррель.

Наиболее оптимистичная картина сложилась в сегменте компаний, ориентированных на конечного частного потребителя (банки, страховщики, строители и розничная торговля). За 2013 год активы банковского сектора выросли на 16%, выручка банков - участников рейтинга выросла на 25,7%. Причиной успеха является увеличение кредитных портфелей в розничном кредитовании (+29%) и в кредитовании малого и среднего бизнеса (+15%). Положительные тренды демонстрируют и страховщики - от скромной прибавки в 1,8% у "Росгосстраха" до 39,4% у "АльфаСтрахования". Рост здесь, как и у банков, достигнут преимущественно за счет розницы - ее доля во взносах пересекла отметку 50% и составила 467 млрд рублей.

По прогнозам аналитиков, в число крупнейших компаний России скоро попадут и представители интернет-торговли. За последний год этот сектор рынка продемонстрировал положительную динамику. Один из лидеров отрасли увеличил выручку на 63%, итоговая цифра - 7,8 млрд рублей. По данным PwC, к 2020 году российский рынок e-commerce по объемам займет четвертое место в мире.

Инвентаризация ведущих инвестпроектов десятилетия (более 100) позволила определить их общий объем - 14 трлн рублей.

Свыше 70% основных инвесторов - государственные компании и бюджеты разных уровней. Реализация этих мегапроектов позволит создать около 3,7 млн высокопроизводительных рабочих мест.

Подавляющее большинство крупнейших инвестиционных проектов - это модернизация или строительство новой инфраструктуры (около 9,3 трлн рублей). На долю обрабатывающего сектора приходится 2,8 трлн рублей.

В ключевой дискуссии форума приняли участие представители разных отраслей промышленности, финансового сектора, а также заместитель министра транспорта России Валерий Окулов. В своем выступлении замминистра коснулся темы влияния санкций на российскую гражданскую авиацию. "Начиная с маленькой Сессны и заканчивая Boeing-747, на всех этих самолетах есть импортные комплектующие, агрегаты и т. д. Авиационная промышленность, как и авиаперевозки -это глобальные отрасли. Вопрос международной кооперации здесь является свершившимся фактом, - говорит Валерий Окулов. - Можем ли мы обеспечить полное импортозамещение в авиации? С технической точки зрения - можем. Даст ли это эффект? Нет. Чтобы поставить отечественный агрегат на Airbus или Boeing, нужно получить согласие разработчика самолета и лизингодателя. А последний согласия не даст. У нас все самолеты в лизинге. Когда лизинг заканчивается, самолет нужно выставить на ремаркетинг, то есть поставить следующему лизингополучателю. Сдавать самолет нужно со всеми аутентичными деталями. Агрегаты, которые произведены в России, установить на самолеты в лизинге нельзя". По словам заместителя министра, здесь нет простого решения и обеспечить полное импортозамещение в авиации можно только в том случае, если наша страна будет производить полностью российские гражданские самолеты.

Минфин РФ смягчил закон о контролируемых иностранных компаниях

"И мы их делаем, свои самолеты. Военные. И будем продолжать делать. А в гражданском авиапроме существует по факту жизни сильнейшее разделение специализации. Нет американских самолетов. "Боинг" на 30% собирают в Сиэтле. Все остальное собирается со всего мира. И нам не нужно посыпать голову пеплом, что на "Сухой Суперджет" большое количество компонентов зарубежного производства. Мы сделали конкурентоспособную машину, используя самые передовые компоненты, агрегаты, и она не уступает своим конкурентам. Все равно стремиться к снижению доли импорта мы будем. В МС-21 уже меньше импортных комплектующих", - говорит Окулов.

Михаил Скороход, президент "Евроцемент груп", рассказал о достижениях цементной отрасли. По его словам, за последние пять лет цементной отраслью России произведено дополнительных мощностей более чем на 25 млн тонн цемента. Доля новых технологий увеличена с 15 до 37%. В отрасль инвестировано более чем 300 млрд рублей без участия государства.

Впрочем, более 60% цемента по-прежнему выпускается старым ресурсозатратным "мокрым" способом. "Не бывает чудес. Невозможно перевести на новую индустриальную платформу отрасль за очень короткий промежуток времени. Но какие у нас перспективы? Сегодня отрасль демонстрирует очень хорошие возможности предоставления нашей продукции для строительного комплекса. Профицит мощностей - более чем 40 млн тонн. Загрузка предприятий - более 60%. Мы предполагаем, что к 2018 году по сухому способу будут работать 70% всех производственных мощностей отрасли", - говорит Михаил Скороход.

Эксперт также отметил, что Россия сегодня демонстрирует самый низкий уровень безработицы в мире - около 5%. По информации из Минэкономразвития России, загрузка предприятий составляет более 65%: "В России проблема не в спросе на продукцию, а в предложении. Мы не можем обеспечить тот спрос, который есть внутри страны".

Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей подчеркнул, что сегодня цементная отрасль - одна из самых конкурентных. Именно рынок диктует ситуацию в цементной индустрии и цены находятся на одном из самых низких значений за всю историю ее развития.

Марат Атнашев, вице-президент ЕВРАЗа по крупным проектам, руководитель Дивизиона "Руда" обозначил ситуацию в металлургии. По его мнению, отрасль, с одной стороны, очень глобальная, а с другой - локальна. Дело в том, что конкуренция среди металлургов в мире высока, но в то же время у каждого предприятия свой специфический региональный рынок.

Титов: Бизнесу в России мешают высокие налоги и дорогие кредиты

"С точки зрения инвестиций в модернизацию у нас нет задачи заниматься изобретениями. 30-50% эффективности можно получить, используя готовые технологии. Причем не только западные, но и восточные. Все современные установки и заводы находятся в Юго-Восточной Азии. Сверхновыми технологиями нельзя похвастаться, но мы внедряем последнюю мировую технологию со своими усовершенствованиями. Это тоже ноу-хау. Та же домна в Нижнем Тагиле - самая эффективная в мире. Новый рельсобалочный цех на ЗСМК - это, безусловно, лучшее в мире из того, что можно построить. Наша задача заимствовать, но очень эффективно", - рассказал Марат Атнашев.

По словам Андрея Гайдамака, вице-президента по отношениям с инвесторами компании "ЛУКОЙЛ", модернизация нефтеперерабатывающих заводов дает большой мультипликативный эффект, который "тащит" за собой и строительную отрасль, и машиностроение, создает большое количество высокопроизводительных рабочих мест: "Мы сокращаем людей в менее производительных отраслях, но у нас растет количество высокопроизводительных рабочих мест. Например, наиболее производительный зарубежный завод, на котором я когда либо был, имел среднесписочный состав персонала 173 человека. Для сравнения: аналогичный завод на заре советской эры давал рабочие места семи-восьми тысячам человек. Основная часть специалистов использовалась в операторском процессе".

По словам Гайдамака, компания постоянно занимается вводом мегапроектов. Они эффективны с точки зрения налогов, создания рабочих мест и роста экономики. Эффект, который достигается по производительности труда в сфере "нефтянки", один из самых высоких в стране.

Бизнес