Недавно ведомство запретило вести прием пяти государственным вузам. Но в итоге строгое предписание для четырех вузов отменили. Выяснилось, что университеты пострадали из-за своих региональных филиалов, многие из которых к этому времени реорганизовывались и только доучивали студентов. Депутаты Госдумы предложили поправить законодательство: в таких случаях не прекращать прием в проштрафившиеся вузы, а лишать их аккредитации.
Борис Соболев, специальный корреспондент телеканала "Россия", автор фильмов "На дне знаний", "На дне знаний-2":
- Только что в "Вестях недели" вышел очередной специальный репортаж о лжеобразовании, о вузах, которые учат, не уча. Система работает хитро, нарушения есть и в негосударственных, и в государственных вузах. Но они носят различный характер. В госвузах нарушения в основном связаны со взятками при поступлении, в негосударственных вузах проблема в том, что там, по сути, нет образования, есть его имитация.
Среди негосударственных вузов есть более приличные, есть - менее. Но в любом случае высшее образование там - уровень советского ПТУ, максимум - техникума. Если ректор негосударственного вуза говорит абитуриентам: "У меня есть государственная лицензия!", это не гарантирует качества образовательной услуги.
По-моему, есть два критерия качества вуза. Первый - известность, бренд, наличие традиций. Это МГУ, Бауманка, политех СПбГУ, университеты Екатеринбурга, Томска, других городов. Второй критерий - вступительный балл ЕГЭ. В госвузах его указывают, а в шарашкиных конторах не вывешивают.
Там проходной балл - минимальный, тот, который установил Рособрнадзор. Но это все равно что написать крупными буквами: "Мы берем всех двоечников". Вернее, тех, у кого два с плюсом. И абитуриенты прекрасно знают, куда идут. Никаких обманутых ожиданий тут нет. Такое возможно лишь в обществе, где важны не умения и компетенции, а бумажка. Что волнует таких поступающих? Как откосить от армии, как выйти замуж и как получить бумажку, чтобы потом устроиться на госслужбу?
Некоторые негосударственные вузы обучают большое количество заключенных и выдают это за государственное благо. Проблема дистанционного образования в том, что человек, который получает такое образование, должен быть очень мотивирован. Сесть перед компьютером, заставить себя заниматься может не всякий свободный человек. А нас уверяют, что это сможет сделать человек в тюрьме.
Причем вузы не только говорят, что учат дистанционно в местах не столь отдаленных, но и уверяют, что контролируют знания по скайпу или электронной почте. Как проверить, что тесты прислал студент, а не его брат, сестра или сват? Как проверить, лежит или нет перед "студентом", сдающим экзамен по скайпу, учебник или тетрадь с ответами? Один из таких вузов обучает 100 тысяч студентов - это катастрофа!