По словам руководителя столичного департамента культуры Сергея Капкова, за несколько дней в форуме примут участие до 25 тысяч участников и гостей, в том числе и из-за рубежа:
- Мы хотим показать им достижения города за последние три года и презентовать обновленную культурную карту Москвы.
Положительные сдвиги в культурном пространстве Москвы отметил и Сергей Собянин, выступая перед гостями. "Наша приоритетная задача - развивать общественное пространство Москвы, делая культуру максимально открытой и доступной, вовлекая в нее миллионы людей". И добавил, что в последние годы интерес к искусству у москвичей значительно вырос.
На фоне повышенного интереса горожан к спектаклям, выставкам и концертам есть и недочеты. Большая часть культурных объектов расположена в центре города, а на периферии чувствуется их острая нехватка. В некоторых округах столицы театров и музеев нет вовсе. Единственными очагами искусства в окраинных микрорайонах служат дома культуры и библиотеки.
- На 130 тысяч москвичей приходится один культурный объект, - рассказала начальник управления департамента культуры Москвы Екатерина Сачкова. - Этого очень мало, хотя при подсчете мы не учитывали различные коммерческие организации, которые тоже занимаются развитием культурных пространств и площадок города.
Решить проблему может проект по децентрализации культуры, который начнет осуществляться уже в ближайшее время. Суть проста: на окраинах Москвы будут создаваться музеи и выставочные центры. А в офисы зачастят музыкальные коллективы, правда, уже в рамках другого проекта. "В следующем году мы планируем начать "вечер трудного дня", - рассказал Сергей Капков. - По пятницам будем проводить большие классические концерты на офисных площадках".
Главную площадку - Большой зал, вчера отдали под панельную дискуссию "Цензура: кто определяет границы дозволенного в искусстве?". Внимание к ней было обеспечено не только благодаря теме, но и именам участников. Кстати, двое из них - Софья Апфельбаум, директор департамента господдержки искусства Минкультуры России, и Елена Гремина, драматург и руководитель Театра.doc - стали жертвами своего рода цензуры. Одна была уволена с должности вчера утром, другая - уведомлена о том, что маленькому и бесстрашному Театру.doc не продлена аренда, и он оказывается на улице уже завтра.
Развернувшаяся дискуссия представила резкое размежевание поколений и ценностей. Философ и культуролог Владимир Паперный настаивал, что цензура может быть полезной. Но, безусловно, вредной является цензура сталинского государства, когда огромное количество явлений - книг, картин, идей - не могли проникнуть через идеологический занавес, и внутренняя цензура, которая бежит впереди начальства.
Депутат Госдумы Елена Драпеко,напомнила, что всякий, кто рассуждает о цензуре в нашей стране, нарушает ее Основной Закон - Конституцию РФ, запрещающий ее. И все же культура - это система табу - запретов. Отказ в 1990-е годы от табу привел, на ее взгляд, к безобразиям, когда "мат стал звучать со сцены МХТ". Она напомнила о нравственных и религиозных ценностях российской цивилизации и культуры, на что сидевший здесь же Кирилл Серебренников парировал, что апеллирование к чувствам верующих - это технология, придуманная для запугивания. Обнаженная натура и мат - это, на его взгляд, всего лишь средства. Закон о запрете мата прикрывает, по его мнению, множество гораздо более важных проблем.