При приеме авто по новой программе скидка для владельца не зависит от стоимости старой машины и варьируется по типам автомобилей. Например, для легковых она составляет 50 тыс. руб. при снятии автомобиля с учета и сдаче его в утилизацию и 40 тыс. рублей - при продаже автомобиля по схеме trade-in. Максимальную же скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов - 350 и 300 тыс. рублей соответственно. Чуть меньшую сумму смогут сэкономить при покупке новых машин владельцы внедорожников, легких коммерческих автомобилей и грузовиков полной массой до 8,2 тонны и более.
Бюджетное финансирование программы составит 10 млрд рублей. "Мы ведем постоянный мониторинг ситуации и получаем данные от автопроизводителей и дилеров в режиме реального времени. Только за неделю, прошедшую с момента объявления о старте программы, было подано почти 4,5 тыс. заявок от автолюбителей и юридических лиц. При сохранении такой динамики у нас есть основания прогнозировать достижение всех заявленных нами показателей и увеличить производство автомобильной техники. Тем самым мы существенно сдемпфируем прогнозируемый спад производства", - сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
А дела в нашем автопроме сейчас действительно не ахти. По данным аналитической компании "АСМ-холдинг", в России за первую половину 2014 года было произведено чуть больше 1 млн автотранспортных средств, что на 4,7% меньше, чем годом раньше. В том числе объем выпуска грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, снизился на 21%, выпущено 73,2 тыс. шт. Доля иностранных марок в общем выпуске грузовиков составила 11,9% (в январе-июне 2013 года - 13,6%). Объем производства автобусов, включая микроавтобусы, за первую половину года уменьшился на 27,4% до 18,8 тыс. шт. Выпуск отечественных моделей рухнул на 35,4% до 12,6 тыс. ед., а иностранных моделей - на 3% до 6,2 тыс. В общем производстве автобусов доля иностранных марок составила 32,9% (в прошлом году - 24,6%). Производство автобусов особо малого класса составило 15 тыс. шт., что на 23,9% меньше прошлогоднего.
К новой программе уже присоединились все основные автопроизводители: ГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, "Соллерс", Ford Sollers, PSA Peugeot Citroёn, Volkswagen, "Renault Россия", Hyundai и KIA. Как сообщила "РГ" вице-президент "Группы ГАЗ" Елена Матвеева, программа утилизации стартовала очень своевременно - именно тогда, когда рынок коммерческого транспорта критически нуждается в актуализации спроса.
"Льготные условия программы мотивируют к покупке тех клиентов, которые откладывали ее до лучших времен. За три недели после старта программы мы получили несколько тысяч заявок потребителей, количество звонков в дилерские центры выросло в четыре раза. Активность потребителей ощутимо выше по сравнению с прошлой программой утилизации. Это связано в первую очередь с тем, что программа была распространена не только на физических, но и на юридических лиц: бизнесу была предоставлена возможность обновить парк в условиях снижения доступности финансовых ресурсов. Мы считаем, что есть все основания для того, чтобы программа продолжила работу и в следующем году. Фактически она является самоокупаемой, так как дает бюджетный эффект через рост налоговых отчислений от продаж автомобилей в бюджеты всех уровней, оживление в цепочке смежников - поставщиков и дилеров. При этом программа позволяет улучшить экологическую обстановку, повысить безопасность, экономичность и надежность автомобильного транспорта", - подчеркнула Елена Матвеева.
"Сейчас авторынок переживает кризис, особенно страдает массовый сегмент. Благодаря программе производителям будет легче реализовать автомобили. Да, сейчас они потеряют в марже, но при этом продадут автомобили и впоследствии заработают на их обслуживании. На мой взгляд, возобновление действия программы весьма своевременно и позволит поддержать российский авторынок в период затишья - стимулировать продажи и способствовать обновлению автопарка. Среди потребителей в регионах, спрос на нее, безусловно, будет, поскольку, как известно, в России эксплуатируется более 15 млн автомобилей старше 10 лет. Инициатива особенно актуальна для коммерческого транспорта, где отмечается заметный спад продаж. Пока дилеры платят покупателям свои деньги. Получается, что сейчас продавцы автотранспортных средств дают своеобразный кредит государству, - сообщил "РГ" гендиректор "Ауди Центр Варшавка" Роман Приходько.
Проблеме обновления автопарка страны была посвящена конференция "Утилизация транспортных средств в России-2014". Директор компании "Руслом.ком" Виктор Ковшевный подчеркнул, что при всех плюсах новой программы ее существенный недостаток в слабой ориентации именно на утилизацию авто. Сейчас никто не может гарантировать, что сданное транспортное средство будет утилизировано, а не разобрано и не продано уже в виде запчастей. Ведь, как известно, цена разобранной машины превышает стоимость ее же, но в "комплекте", на 80%. То есть это вполне прибыльный бизнес. И пока у производителей и дилеров нет гарантии, что государство выполнит перед ними свои обязательства, они могут сотрудничать с "черными" разборщиками. Обычному автолюбителю также должно быть удобно, а главное, выгодно сдавать старую "ласточку" по программе. Пока же в принципе 10-летний автомобиль на ходу можно продать дороже, чем предлагаемая скидка.
В любом случае делать выводы, удалась ли новая программа и оправдались ли расчеты Минпромторга по увеличению выпуска авто, можно будет только в конце года. Пока же аналитики "АСМ-холдинга" спрогнозировали падение производства в 2014 году для легковушек на 3,4%, грузовиков - на 10,5, автобусов - на 19,7% по сравнению с 2012 годом, имеющим пока наилучший результат за последние 5 лет (1,97 млн единиц).