20.10.2014 00:43
Экономика

Бензин и солярка остаются доминирующими видами моторного топлива

Бензин и солярка остаются пока доминирующими видами моторного топлива
Текст:  Ирина Фурсова
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №0 (6511)
В истории новой России начиная с 1996 года вышло уже 4 федеральных нормативных акта, поощряющих использование природного газа в качестве моторного топлива. После появления каждого из них возникал газомоторный бум, со временем, впрочем, идущий на убыль.
Читать на сайте RG.RU

По итогам первой половины этого года доля газовых LCV полной массой до 5 тонн составляет всего 0,03% от общего парка этого сегмента (плюс 0,01% к прошлому году), грузовиков тяжелее 5 тонн - те же 0,03% (минус 0,07%), автобусов большой вместимости - 0,24 (снижение 3,02%). Общий парк газобалонных автомобилей сейчас в России около 90 тыс. единиц, количество АГНКС - примерно 250.

Проблеме внедрения альтернативных видов моторного топлива был посвящен "круглый стол" в Аналитическом центре при правительстве РФ.

Государство поддержит переход на газомоторное топливо

Эксперты уверены, что причина вялого внедрения перспективной во всех отношениях газомоторной техники - в недостаточных стимулирующих мерах производителей необходимого оборудования и собственно ГМТ-автомобилей, а главное - потребителей таких авто со стороны государства. Директор по стратегическому развитию RussianAutomotiveMarketResearch Александр Козлов в числе таких стимулов назвал снижение до нуля ставок ввозной пошлины на компоненты, необходимые для производства транспортных средств, на оборудование и механизмы для заправки транспорта природным газом и субсидирование перевода транспортных средств на природный газ. Впрочем, с этим согласны не все. Так, вице-президент ВР Россия Владимир Дребенцов уверен, что государство абсолютно не должно субсидировать покупки газобалонного оборудования, чтобы не потакать лоббизму определенной компании. В США, например, федеральные власти никого не субсидируют, а количество ГМТ-авто при этом растет год от года.

Нефтегазовые компании, впрочем, адекватно восприняли инициативу правительства по переходу на ГМТ и намерены за счет собственных средств до 2020 года возвести еще как минимум 250 АГНКС. Однако предложение экспертов рынка снизить цену на природный газ до уровня 35% за 1 куб. м от стоимости 1 литра ДТ для поощрения покупки ГМТ-авто восприняли в штыки. "При такой цене газа говорить о развитии сети АГНКС не приходится, - сообщил начальник управления по взаимодействию с органами власти компании "Газпром газомоторное топливо" Денис Воробьев, - работать мы сможем при цене куба газа минимум в 50% от литра ДТ". "Доходов от продажи газа по предложенной стоимости хватит лишь на возмещение операционных расходов на существующих станциях, но никак не на новое строительство, - подтвердили в компании "Роснефть", - например, в Китае газ стоит около 65% от цены солярки и пользуется большим спросом в парках LCV и такси". Гораздо эффективнее снижения цены на газ, считает Владимир Дребенцов, было бы повышение цен на бензин и солярку, хотя вряд ли с этим мнением согласятся большинство владельцев авто, как личных, так и корпоративных.

13,6 миллиона тонн в 2013 году в РФ составили выбросы загрязняющих веществ от всех транспортных средств

"Главным препятствием для использования ГМТ-авто является отсутствие устойчивого спроса на эту технику, что в свою очередь обусловлено слабо развитой заправочной инфраструктурой. Сейчас в стране примерно четыре заправки на один регион, - сообщил "РГ" первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов. - Еще одним ограничением является отсутствие первоначальных инвестиций в развитие инфраструктуры, необходимых для перевода транспортных средств на газ. Необходимо стимулировать спрос на такой вид автотранспорта на федеральном и региональном уровнях, через систему различных льгот и преференций мотивировать к приобретению такого транспорта и граждан, и государственные структуры. У России для этого есть все необходимые ресурсы".

Тем более что ведущие автопроизводители предлагают потребителям широкую линейку ГМТ-транспорта. В 2000 году компания представила на рынке первое поколение Daily CNG, работающих на сжатом природном газе. В 2008 году линейка газовых машин была расширена благодаря выпуску газового магистрального тягача Stralis CNG, а два года спустя появилась и версия грузовика, работающая на сжиженном природном газе. "Существующая сеть АГНКС позволяет автомобилям преодолевать расстояние, например от Санкт-Петербурга до Челябинска, исключительно на сжатом метане", - подчеркнул директор по маркетингу "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед.

Scania на мировом рынке предлагает одну из самых внушительных линеек двигателей стандарта Евро-6, использующих альтернативные виды топлива - биодизель или биогаз. Существует и автобус Scania Citywide на основе гибридной технологии. "Двигатели, работающие на газе, применяются в различных сферах: коммунальной технике, грузовиках, пассажирском автотранспорте, - сообщил "РГ" менеджер отдела предпродажной подготовки "Скания-Русь" Сергей Котов, - на российском рынке использование газомоторной техники Scania еще не началось, но в ближайших планах компании - тестирование коммунальной техники с газовым двигателем".

Владельцы машин выбирают "голубое топливо"

Горьковский автозавод первым в России начал серийное производство автомобилей, работающих на ГМТ. С 2010 года ГАЗ выпускает "Газели" (бортовые, грузопассажирские, фургоны и микроавтобусы), работающие на сжиженном газе (LPG). С 2013 года выпускаются также автомобили, работающие на сжатом газе (CNG). Пока это только бортовые автомобили в грузовом и грузопассажирском исполнении. Доля автомобилей, работающих на газовом топливе, в 2013 году составила около 7% от общего объема выпуска, в первой половине 2014-го - около 12%.

Так же Группа ГАЗ начиная с 2005 года серийно выпускает автобусы на газовом топливе. Модельный ряд экологически чистых автобусов постоянно пополняется. Уже в октябре будет представлен автобус КАВЗ на природном газе. Доля продаж газомоторной техники от общего объема продаж дивизиона "Автобусы" в 2013 году составила 2,5%, в 2014 году пока 2%.

В 2015 году компания планирует открыть серийное производство полноприводных грузовиков "Урал" на CNG, двигатели для которого построит Ярославский моторный завод "Автодизель".

"Цена на газовое топливо на 30-60% меньше, чем на бензин, и на 20-40% ниже, чем на дизель. Помимо этого увеличивается ресурс работы двигателя на 30%. По надежности газовый двигатель не уступает дизелю, а по экологической безопасности (чистота выхлопов, уровень шума) значительно его превосходит. Для активизации применения техники на газовом топливе необходимо расширение сети заправочных станций", - подчеркнули "РГ" в Группе ГАЗ.

Ресурсы