03.06.2014 23:43
    Поделиться

    Владельцы машин выбирают "голубое топливо"

    Не секрет, что главный загрязнитель воздуха в крупных городах - это автотранспорт. Власти ЕС и США пытаются решить эту проблему за счет поощрения производства электромобилей. Европейские страны не только поощряют производство электромобилей, но и дотируют покупателей. К примеру, в Дании субсидии на приобретение электромобиля превышают 20 тысяч евро. Эта страна намеревалась полностью пересадить автовладельцев на электромобили к 2011 году. Но ни субсидии, ни баснословные акцизы на традиционные автомобили не помогли. Спрос на электромобили остался на минимальном уровне. Проблемы электромобилей известны: долгое время зарядки и малое расстояние пробега.

    В 2009 году Барак Обама заявлял, что к 2015 году в США будет уже миллион электромобилей. Но в 2013 году он от этих наполеоновских планов отказался. Между тем правительство США выделило около 2,4 миллиарда долларов на развитие электромобилестроения. Но несмотря на все меры господдержки электромобилей, их число во всем мире составляет всего 200 тысяч. А количество газовых автомобилей уже превысило 30 миллионов.

    Характерно, что число газовых автомобилей стремительно растет. За последние 10 лет их стало больше на 27 миллионов, притом что никто не доплачивает за такое транспортное средство по 10-20 тысяч евро. Выбросы вредных веществ при сжигании газового топлива в разы меньше, чем у бензина и дизеля - по азоту, сере, непрогоревшим углеводородам, саже и т.д. Так что даже один газовый автомобиль уже делает воздух городов немного чище. Кроме того, оно существенно дешевле нефтепродуктов. Газовое топливо делится на несколько видов: сжиженные углеводородные газы СУГ (пропан-бутан), компримированный (сжатый) природный газ КПГ (метан), сжиженный природный газ СПГ (метан).

    В мире за последние пять лет спрос на метан в качестве моторного топлива увеличился более чем в вдвое: с 13,6 до 30,1 миллиарда кубометров. Общее количество автомобилей на метане приблизилось к 19 миллионам. По данным Национальной газомоторной ассоциации, легковые автомобили составляют более 17 миллионов, грузовые - 400 тысяч, автобусы - более миллиона, прочая техника - 300 тысяч. Причина роста спроса - повышение цен на традиционные виды топлива и ужесточение норм законодательства в отношении выбросов вредных веществ.

    В нашей стране пока не КПГ, а СУГ занимает первое место среди альтернативных моторных топлив. У нас более 1,4 миллиона автомобилей используют в качестве топлива пропан-бутан. В основном это легковые автомобили, микроавтобусы и легкий грузовой транспорт. Однако наибольшие перспективы, как в мире, так и в России, у метана.

    Число газовых автомобилей стремительно растет. За последние 10 лет их стало больше на 27 миллионов

    К 2013 году в России насчитывалось всего 86 тысяч автомобилей, работающих на компримированном природном газе, а общее число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) едва достигало 250. Но в минувшем году в этой сфере произошло несколько знаковых событий.

    Созданная в декабре 2012 года специализированная дочерняя компания "Газпром газомоторное топливо" уже летом 2013-го представила инвестиционную программу по развитию газомоторной инфраструктуры на 2013-2014 годы - 14 миллиардов рублей. В программу вошло не только строительство новых АГНКС, но и оборудование традиционных АЗС модулями по заправке природным газом, а также создание сервисных центров по переоборудованию и обслуживанию автомобилей на метане.

    Государство также предприняло необходимые шаги в этом направлении: в мае 2013 года было выпущено распоряжение правительства, предусматривающее в том числе проработку вопроса о переводе до 50 процентов муниципального транспорта на газ в населенных пунктах с населением свыше миллиона человек, а также постановление о необходимости оборудования традиционных заправок газовыми модулями. Кроме того, президент направил в правительство перечень поручений, обязывающих разработать комплекс мер, которые были бы направлены на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива. В ноябре 2013 года был утвержден комплексный план мероприятий во исполнение этих поручений.

    Передовиками по развитию использования природного газа на транспорте можно считать Новгородскую и Свердловскую области, а также Ставрополье. Опыт применения метановых автобусов во время Универсиады в Татарстане в очередной раз подтвердил экономичность альтернативного топлива. Во время проведения Игр в республике были задействованы 130 автобусов "НефАЗ". Фактические расходы на заправку транспорта природным газом составили 1,68 миллиона рублей. При использовании автобусов на дизельном топливе затраты возросли бы в два раза - до 3,34 миллиона рублей.

    Санкт-Петербург в конце прошлого года тоже получил партию новых автобусов. В течение 2014-го город планирует выпустить на линию 80 метановых мусоровозов, а "Газпром газомоторное топливо" - построить 10 АГНКС. Появятся также многотопливные заправки, а некоторые из имеющихся АЗС оснастят газовыми модулями.

    Не отстает и Сибирь. К примеру, в Омской области к 2015 году будут построены первые четыре АГНКС, три из них - в Омске, одна - в поселке Лузино. В Ростовской области уже работают 11 метановых заправок, а к началу 2015 года здесь планируется построить еще одну - в Ростове-на-Дону. Подобные примеры можно найти и в других регионах.

    Важно, что в соглашениях с регионами предусмотрены графики синхронизации перевода транспорта на метан и строительства газозаправочных станций. Таким образом, к первому году работы новые заправки будут загружены на 15-30 процентов, а к третьему году - на 70-75 процентов. Синхронизация процессов позволит достичь баланса спроса и предложения.

    К концу 2013 года через российские метановые заправки было реализовано более 400 миллионов кубометров природного газа (в 2012-м - 390 кубометров). А парк ГБА увеличился до 90 тысяч. Согласно прогнозам, объем потребления метана на транспорте к 2020 году в России должен достичь 10,4 миллиарда кубометров. Это практически 30-кратный рост по отношению к сегодняшнему уровню.

    Технология использования СПГ в качестве моторного топлива сложнее, чем КПГ. Ожидается, что СПГ будет активно использоваться в железнодорожном, водном и крупнотоннажном автомобильном транспорте.

    Поделиться