Государство поддержит переход на газомоторное топливо

Власти поддержат импортозамещающие отечественные разработки, направленные на широкое применение природного газа в качестве моторного топлива. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров на ежегодном личном приеме граждан отметил высокую востребованность на рынке такой инновационной продукции в связи с планируемым ростом применения ГМТ.

Ведомство планирует поддержать российские компании, имеющие перспективные проекты, с помощью субсидий из федерального бюджета на выполнение НИОКР и технологических работ. И рассматривает возможность поддержки производств систем хранения и транспортировки сжатого природного газа из композитных материалов. Обязательным условием получения помощи будет являться полная локализация производства на территории России.

"Гиперактуальная тема для России сегодня - создание собственной продукции с добавленной стоимостью благодаря использованию потенциала наших инженеров, - подчеркнул Денис Мантуров. - Но при этом мы должны применять в наших проектах все то лучшее, что уже разработано в мире".

Сегодня в мире насчитывается почти 20 млн автомобилей на ГМТ и более 25 тыс. автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В России машин "на газе" около 80 тысяч, АГНКС насчитывается около 260, объем реализации природного газа в 2013 году эксперты оценивают в 400 млн куб. м.

"Преимущество компримированного природного газа (КПГ) перед дизельным топливом заключается, прежде всего, в стоимости. При переходе на природный газ затраты на топливо могут сократиться на 40-60%. При этом экологический класс автомобиля будет соответствовать Евро-6. Большинство газовых автомобилей в нашей стране являются переоборудованными, но постепенно растет и доля заводских машин на ГМТ", - говорит генеральный директор "Creon Energy" Санджар Тургунов.

Концепция развития производства и использования ГМТ в России до 2030 года предусматривает, что количество АГНКС к этому сроку вырастет на 1,2 тыс., их мощности достигнут 25 млрд куб. м, появятся 1,1 млн новых газобаллонных автомобилей. К 2030 году в России на газ планируется перевести 50% общественного транспорта и коммунальной техники, 30% - грузового транспорта, 10% - личного транспорта, 20% - сельхозтехники и 2% - тягового железнодорожного подвижного состава. Производство КПГ к 2030 году может вырасти в 11-12 раз.

Перспективным направлением является использование сжиженного природного газа в качестве бункеровочного топлива. "Расчеты показывают, что по различным сценариям к 2020 году спрос на СПГ в качестве бункеровочного топлива в российском секторе Балтийского моря составит 320-500 тыс. тонн в год и будет более чем на 80% сконцентрирован в Большом порту Санкт-Петербурга", - говорит Санджар Тургунов.

Переход на газ выгоден производителям и потребителям техники, но он не состоится без поддержки со стороны государства

Эксперты положительно оценивают перспективы поддержки отрасли. "Сейчас в России развитие рынка автомобилей с газовыми двигателями сдерживается отсутствием сети АГНКС, малым количеством выпускаемой серийной техники, недостаточностью законодательной базы, снятием с гарантии переоборудованных автомобилей. Без решения этих задач невозможно говорить о каком-либо движении вперед", - считает Тургунов.

По мнению Ильи Ивахина, ведущего аналитика Центра энергетической экспертизы, сегодня необходимо одновременно создавать большое количество различных потребителей газа и выстраивать высокотехнологичную систему транспортировки, хранения и заправки. "Представьте себе масштаб проблемы - перевод техники сельхозназначения на газ. С одной стороны, выгоды очевидны: потребителей много, топливо дешевое, "Газпром" получает гигантский рынок сбыта, аграрии - существенную экономию топлива. С другой стороны, с жидким топливом работать проще, инфраструктура более развита. Переоборудование техники под работу на ГМТ требует серьезных вложений со стороны владельцев, а формирование инфраструктуры - со стороны поставщика. Аграрии и рады бы перейти на более дешевый газ, но первоначальный уровень вложений пугает".

По мнению эксперта, переход на газ возможен и выгоден всем сторонам, но он не состоится без поддержки государства производителей сельхозтехники (адаптация широкой линейки двигателей и топливных систем под газ), создания полномасштабной системы транспортировки, хранения и заправки газом как стационарных, так и мобильных станций, субсидирования сельхозпроизводителей для перехода на ГМТ. Аналогичные проблемы и по другим видам техники.

"В основных научно-производственных центрах России имеются интересные разработки по тематике ГМТ, - говорит генеральный директор "Агентства Прямых Инвестиций" Николай Симонян. - Для создания на базе этих разработок готовых решений требуются инвестиции в опытно-конструкторские и технологические работы. К сожалению, большинство разработчиков в России не могут вкладывать достаточные объемы средств в свои проекты и вынуждены искать поддержки у государства либо у крупных компаний. Крупные нефтегазовые компании, которые создают инфраструктуру рынка газомоторного топлива, в том числе государственные, не обязаны финансировать научные разработки на ранних стадиях, их задача - сформировать спрос на подобные решения. Соответственно, одним из основных источников финансирования для разработчиков являются программы правительства РФ".

В целом эксперты уверены: в России существуют испытанные и хорошо себя зарекомендовавшие технологии перевода транспорта на ГМТ. Поэтому столь актуальная в последнее время тема санкций для газомоторной отрасли не страшна.