21.10.2014 00:07
Культура

В соборах Петербурга открылся 25-й юбилейный концертный сезон

Концерты в соборах Петербурга отмечают свой 25-й сезон
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №240 (6512)
В четырех знаменитых соборах Петербурга, объединенных в музей-памятник Исаакиевский собор - Исаакиевском, Смольном, Сампсониевском и Храме Спаса-на-Крови, открылся юбилейный 25-й концертный сезон. В интерьере Спаса-на-Крови прозвучало "Всенощное бдение" Сергея Рахманинова. Исполнители - Камерный хор Смольного собора под руководством Владимира Беглецова.
Читать на сайте RG.RU
Нетребко: В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть сама собой

Концертный проект Музея четырех соборов уникален: духовная музыка здесь звучит в идеальной среде - в интерьерах храмов, создававшихся для Петербурга выдающимися зодчими - Огюстом Монферраном, Бартоломео Растрелли, Пьетро Трезини. И если на Западе концертная жизнь в храмах - повседневная практика, то в России проект подобного формата - единственный. В четырех петербургских соборах концерты проходят не от случая к случаю, а выстраиваются в полноценный сезон, альтернативный филармоническому. Основной профиль афиши - духовная музыка и хоровые сочинения: мессы, кантаты, песнопения, оратории. Партитуры из мирового музыкального наследия будут звучать и в юбилейном сезоне: вслед за "Всенощным бдением" Сергея Рахманинова Камерный хор Смольного собора исполнит "Страстную седмицу" Александра Гречанинова в Исаакиевском соборе (21 ноября), Мессу ми-бемоль мажор Франца Шуберта в Смольном соборе (16 января), Духовную музыку современных композиторов в Сампсониевском соборе (12 декабря). Однако под сводами храмов, в уникальном убранстве мрамора, мозаик, икон, золоченой резьбы и драгоценных камней публика услышит и другой репертуар: оперу "Алеко" и Второй фортепианный концерт Рахманинова, импровизации на клавесине и рояле Владимира Радченко и другое. Солисты Мариинского театра - Алексей Марков и Мария Баянкина выступят в Исаакиевском соборе в программе "Покровских песнопений".

В Пермском оперном театре поставили "Дон Жуана" Моцарта

Для культурного Петербурга этот цикл концертов представляет особую ценность, поскольку открывает для публики и эстетически безупречные музыкальные "залы", несущие в себе ауру великого города, и особый репертуар, рассчитанный на более демократичную, чем в филармонических залах, публику. Но концерты при этом должны вписываться в жизнь соборов как памятников архитектуры, находящихся в перманентном процессе реставрации. В этом году в Исаакиевском соборе будут проводиться работы по восстановлению живописных произведений западной стены собора - "Исаакий Далматский" и "Святой Петр", в храме Спаса-на-Крови предстоит реставрация складней иконостаса: золочение и нанесение ювелирной эмали. Однако не реставрационные работы создают проблемы для уникального концертного проекта. Трудная коллизия возникла после решения передать церкви отреставрированное на средства музея знаменитое творение Растрелли - Смольный собор. По словам Владимира Беглецова: "Церковь против того, чтобы мы вообще здесь давали концерты. Но пока у нас мирные отношения, мы находим общий язык". Выставки и концерты пока соседствуют в соборе (никогда, в силу обстоятельств, не являвшегося богослужебным учреждением) с начавшимися здесь религиозными службами. Но что будет дальше - больной вопрос не только для руководителей Музея четырех соборов, но и для публики, за 25 лет полюбившей этот акустически совершенный белый зал Смольного.

Классика Санкт-Петербург Северо-Запад