Первый и пока единственный
Тральщики необходимы для поиска и уничтожения мин с безопасного для корабля расстояния. Разработка проекта 12700 "Александрит" стартовала в 2002 году, все чертежи будущей революционной линейки тральщиков были созданы конструкторским бюро "Алмаз".
Создание или, как говорят специалисты, "наливка" корпуса происходила на прославленном Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Термин "наливка" здесь наиболее удачен, так как позволяет представить технологию создания 62-метровой махины из монолитного стеклопластика. Генеральный директор КБ "Алмаз" Александр Шляхтенко в одном из своих интервью заявил, что работы по формированию оболочки корабля заняли всего одни сутки.
Более того, в мире больше не существует технологии создания подобных судов. Да, у США и Японии есть планы спуска на воду схожих проектов, но все эти корабли по габаритам куда меньше российского "проекта 12700". Так что на ближайшие годы "Обухов" останется единственным великаном среди композиторных тральщиков мира.
Преодоление стереотипов
Для обычного человека даже представить себе легковой автомобиль с кузовом, отлитым из пластика, задача непростая. Все мы окружены продуктами с использованием полимеров, и отношение у нас к ним несколько предвзято. Если наши "гаджеты", например, часы, сделаны из металла, мы уверены, что они прослужат нам значительно дольше пластиковых. Но все эти доводы абсолютно неприменимы к нашему герою.
Конечно, в создании инновационного корпуса "Александра Обухова" используется вовсе не обычная пластмасса. Это передовая разновидность монолитного стеклопластика, созданная с помощью метода вакуумной инфузии. Преимущество такой оболочки корабля перед стальной очевидно. Во-первых, вес тральщика становится в 3 раза меньше, значит, меньше осадка, следовательно, маневренность судна повышается. Во-вторых, этот материал чувствует себя значительно лучше при столкновении с минами и снарядами противника. Учитывая "профессиональную" направленность судна, они могут происходить довольно часто. Еще одним плюсом является увеличенный срок службы минного тральщика - целых 60 лет, ведь коррозия ему не страшна. Такой вот практически волшебный композитный материал!
Что внутри?
Новейший тральщик оборудован самым передовым вооружением для уничтожения мин. На нем установлена система высокоэффективных гидроакустических станций. Они расположены как на самом корабле, так и на удаленно управляемых подводных аппаратах, своего рода водных "беспилотниках". Корабль обладает полностью автоматизированной системой реагирования и управления противоминными действиями. В минуту необходимости она объединяет все защитные системы корабля на борьбу с опасностью.
Помимо таких высокотехнологичных новшеств "Александр Обухов" оснащен и прежним, хорошо себя зарекомендовавшим стандартным вооружением. Например, 1 х 6 х 30-мм установкой АК-306 с боекомплектом в 1500 выстрелов или приводящей в ужас противника легендарной ПЗРК 9К38 "Игла". Профильное, а именно мино-тральное вооружение, представляет собой полноценный арсенал: парный контактный трал ПКТ-Б, трал-имитатор "Желатин", одинарный универсальный контактный трал ОУКТ-Б и прочие. Экипаж корабля состоит из 40 человек, которым, помимо всей замечательной боевой "начинки", будет также доступна и прекрасная кают-компания с кинотеатром. А еще, по слухам, на тральщике есть русская баня.
Взгляд в будущее
До 2018 года ожидается спуск на воду еще двух-трех подобных кораблей, а в ближайшие 20-25 лет - целых 30 единиц.
Стоит отметить, что доминирование российских конструкторов в данной военно-морской отрасли неслучайно. С конца 80-х годов прошлого века ведущие ученые отечественных КБ совершенствуют свои знания в области композитных материалов для военной промышленности. Линейка кораблей проекта 12700 "Александрит", а именно их уникальный материал корпуса, по мнению военных экспертов, даст толчок дальнейшему переходу военных судов со стальных корпусов на материал будущего - монолитный стеклопластик.