Реальный срок можно будет получить за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Закон может затронуть 4,5 млн компаний и 3,5 млн индивидуальных предпринимателей - именно столько в стране плательщиков страховых взносов. К ужесточению наказания за неуплату страховых взносов власть побуждает растущая задолженность по этим платежам. По состоянию на 1 августа 2014 года сумма долга компаний перед фондами составила 34 млрд рублей. При этом дефицит ПФР уже достиг 623 млрд рублей.
"В российском законодательстве сейчас не предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Ранее она была установлена в ст. 198 и 199 УК наряду с ответственностью за уклонение от уплаты налогов, - говорит Александр Забейда, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры". - Наказание за неуплату взносов исчезло в 2003 году с введением единого социального налога, полностью заменившего систему страховых взносов. Но в 2010 году ЕСН был ликвидирован, а страховые взносы возвращены. Однако уголовная ответственность за неуплату страховых взносов обратно введена не была". Таким образом, установление уголовной ответственности - это не новшество, а возвращение к ранее существовавшему порядку.
Впрочем, эксперты не видят ничего страшного в том, что уголовное наказание за неуплату страховых взносов в течение нескольких лет отсутствовало. "Невыплата каких-либо задолженностей относится к гражданско-правовым отношениям и не может подпадать под уголовное наказание", - поясняет Вячеслав Леонтьев, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры".
По словам эксперта, случаи неуплаты, достойные уголовного преследования, встречаются не так уж и часто. "Только когда задолженность формируется намеренно и компания с самого начала не предполагает делать никаких выплат, возможно вводить санкции в виде уголовного преследования. Но для этого следует доказать наличие умысла", - добавляет Вячеслав Леонтьев.
Сейчас за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов предусмотрен штраф в размере 20% от не перечисленной в фонд суммы страховых взносов. Если преступление совершено умышленно - штраф составит 40% от утаенной суммы. Законопроект минюста дополняет Уголовный кодекс двумя новыми статьями - ст. 199.3 и 199.4 УК (уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с физического лица и организации). Максимальное наказание по ним - штраф 500 тыс. рублей или лишение свободы до шести лет. Изменения также коснутся ст. 199.1 УК РФ, регулирующей наказание за неисполнение обязанностей налогового агента. В ней появится ответственность за неуплату страховых взносов.
Ужесточается документом ответственность за сокрытие средств, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и страховых взносов. Максимальным наказанием за такое преступление, совершенное в особо крупном размере, станет лишение свободы на срок до семи лет или штраф от 500 тыс. до 2 млн рублей. Инициировать возбуждение уголовного дела смогут сами внебюджетные фонды. Без их материалов следователи не вправе начать преследование организации. В свою очередь, чиновники фондов обязаны направлять сообщения в правоохранительные органы при выявлении недоимки в сумме, позволяющей предположить совершение преступления.
По мнению экспертов, проект минюста ухудшает положение налогоплательщиков. "До 2003 года неуплата налогов и взносов была единым преступлением и охватывалась исключительно ст. 198 и 199 УК. Сейчас минюст предлагает выделить неуплату взносов в отдельные составы, что повлечет утяжеление наказания по совокупности преступлений в случаях, когда неуплата налогов и взносов будет выявлена одновременно", - говорит Александр Забейда.
Но реальные последствия от введения изменений будут зависеть от принятого порядка рассмотрения дел по уклонению от уплаты страховых взносов. "В 2013 году вопрос о введении такой ответственности уже поднимался, тогда порядок возбуждения уголовных дел по этому виду преступлений планировалось сделать аналогичным порядку возбуждения дел по налоговым преступлениям. Но с момента обсуждения этого вопроса порядок рассмотрения налоговых дел изменился, - отмечает Алексей Сердюк, адвокат "Департамента защиты бизнеса" Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры". - Так, 10 октября 2014 года Госдума в третьем чтении приняла законопроект N357559-6, фактически возвращающий следователям возможность возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям на общих основаниях - без получения от налоговой службы материалов, подтверждающих недоимку. Если порядок возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты страховых взносов будет таким же, то это может негативно сказаться на бизнесе, поскольку в такой ситуации в разы увеличивается риск возбуждения необоснованных уголовных дел".