Погибли четыре человека: три члена экипажа и пассажир - президент французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. Идет расследование. Черные ящики, параметрический и звуковой, найдены на месте катастрофы. В нормальном состоянии.
Представители МАК сразу заявили: решено не вскрывать бортовые регистраторы самолета до прибытия специалистов из Франции. Сейчас комиссия по расследованию уже приступила к расшифровке.
Основная версия авиакатастрофы во Внуково - человеческий фактор. Председатель СК России принял решение передать уголовное дело об авиакатастрофе для дальнейшего расследования в Главное следственное управление Следственного комитета России. От дел на время расследования отстранены начальник смены Внуково и водитель снегоуборочной машины. Расследователи отрабатывают версии случившегося.
Почему не учит мировой авиационный опыт? Об этом корреспондент "РГ" беседует с членом правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президентом Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерием Шелковниковым.
Валерий Георгиевич, авиакатастрофа во Внуково произошла на взлете. Подтверждается, что это один из самых опасных участков полета?
Валерий Шелковников: Да, мировая статистика гласит: на взлете происходит 8,5-10% от общего количества катастроф. При посадке 48-55% авиапроисшествий. Но ведь тут не просто на взлете: самолет столкнулся с аэродромной машиной.
Проблема столкновений на взлетно-посадочной полосе как была когда-то, так и остается сегодня?
Валерий Шелковников: К сожалению. И это не только ситуация "самолет - машина". В январе этого года в немецком аэропорту Цвайбрюкен едва не столкнулись военный транспортный самолет и пассажирский A-319. Взлетающий А-319 прошел в 400 футах над занявшим ВПП и готовившимся к взлету военным самолетом.
Три года назад в аэропорту Хельсинки тоже случился серьезный инцидент: самолет ATR-72 авиакомпании Golden Air уже находился на предпосадочной прямой, когда на полосу садился другой самолет. Благо, командир ATR-72 вовремя сориентировался и быстренько ушел на второй круг. А не так давно в аэропорту Сиднея выруливший на взлет A380-800 авиакомпании Emirates Airlines едва не столкнулся с японским "Boeing-777-200", который уже начал разбег. И в это же время приземлялся малайзийский самолет! Он был вынужден срочно уйти на второй круг с малой высоты. Представляете?
Во Внуково, по предварительным данным, виноват шофер снегоуборочника. А причины в других случаях?
Валерий Шелковников: Все тот же человеческий фактор. Надо сказать, что аэродром Внуково особый.
Он не только международный, но и обслуживает более 90% всех особо важных рейсов. Имеет пересекающиеся ВПП, сложную конфигурацию рулежных дорожек. Есть три фактора, которые могли привести к катастрофе: связанные с пилотом, с управлением воздушным движением и с водителем транспортного средства.
18 сентября 1961 года в авиакатастрофе погиб генсек ООН швед Даг Яльмар Агне Карл Хаммаршельд. Он направлялся с миротворческой миссией в Конго.
В 1969 году в авиакатастрофе погиб президент Боливии Рене Барьентос Ортуньо.
24 мая 1981 года разбился в авиакатастрофе президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера.
31 июля 1981 года при загадочных обстоятельствах погиб в авиакатастрофе командующий Национальной гвардией и фактический руководитель Панамы генерал Омар Торрихос.
19 октября 1986 года в небе над границей ЮАР, Мозамбика и Зимбабве потерпел катастрофу самолет Ту-134, на котором летел президент Мозамбика Самора Машел.
17 августа 1988 года президент Пакистана генерал Зия-уль-Хак Мухаммед на военном самолете "Геркулес С-130" разбился у реки Сутледж.
6 апреля 1994 года в районе Великих африканских озер сбили самолет, на борту которого летели президент Бурунди и президент Руанды.
В феврале 2004 года погибли президент Македонии Борис Трайковский и шестеро его коллег по правительству.
10 апреля 2010 года при посадке в Смоленской области произошло крушение лайнера, на котором летела делегация Польши, в том числе президент страны Лех Качиньский.
Подобное столкновение на ВПП произошло в Омском аэропорту 11 октября 1984 года, когда при заходе на посадку на большой скорости Ту-154 столкнулся с тремя спецмашинами. На борту лайнера, выполнявшего рейс Краснодар - Омск - Новосибирск, находились 170 пассажиров, в том числе 24 ребенка, а также 9 членов экипажа. Команда была опытной. Командир экипажа - пилот 1-го класса - имел налет 16 365 часов, из них 4303 часа- ночью.
Как позже установила госкомиссия, во время снижения командир обнаружил в поле зрения нечеткий абрис посторонних предметов, о чем проинформировал диспетчера. Но тот посадку разрешил. А когда через секунду после приземления экипаж увидел на полосе спецмашины, делать маневр было уже поздно. За первым ударом последовал второй. Самолет, вращаясь, стал разрушаться. Лайнер охватило пламя. Когда к месту трагедии подоспели 14 пожарных машин,спасать было уже некого. Самолет и 3 автомашины были уничтожены полностью.
- Происшествие случилось по причине низкой дисциплины, преступно-халатного отношения к работе по обеспечению полетов и грубых нарушений нормативных документов, - такой вердикт вынесли эксперты.
Впрочем, были и другие мнения.
- То, что произошло в Омске, должно было произойти, - прокомментировал ситуацию иркутский летчик Александр Дудкинский. - В наставлении по производству полетов есть пункт о действиях пилота в случае препятствия на полосе. Однако там нет описания действий экипажа, когда он подозревает неладное, а диспетчер убеждает его в обратном. Подобные ситуации необходимо разыгрывать на тренажерах, чтобы команда не терялась, а действовала автоматом.
Погибли не только пассажиры, но и 5 бортпроводников, три шофера, мастер аэродромной службы. Пятнадцать человек умерли в больнице. Командир корабля, штурман, бортинженер и второй пилот остались живы. Диспетчера, старшего диспетчера, начальника смены и руководителя технической службы аэродрома приговорили к разным срокам - от 8 до 15 лет.
Светлана Сибина, Омск