Среди учеников Иваны такие звезды, как Бред Питт, Шэрон Стоун, Шарлиз Терон, Джим Кэрри, Холли Берри, Джессика Альба и многие другие. Корреспондент "РГ" побывал на мастер-классе знаменитого педагога и попросил ее немного рассказать о тайнах профессии.
Об актерском мастерстве
Я работала в Израиле, на Филиппинах, в Великобритании, в России, в Скандинавии, в Южной Америке, и для меня нет разницы, каким актерам преподавать - американским, российским, европейским: темы мастер-классов одни и те же. Актер создает человеческое поведение. У людей одни и те же комплексы, страхи, проблемы в любви, во взаимоотношениях с родителями. Все крупные голливудские звезды начинали с нуля. Я работала с Брэдом Питтом, когда он еще и играть-то не умел - он в костюме цыпленка рекламировал фаст-фуд, продавал сигареты на бейсбольных матчах...У Шарлиз Тэрон вообще не было денег на курсы: она жила в маленьком домике с пятью соседками, чтобы позволить себе учиться у меня.
Все мои ученики разные: у кого-то сразу заметен ярко выраженный талант, с кем-то приходится работать больше, и есть люди, которым это просто не дано. Но каждый должен знать, что главное - быть настоящим. Быть честным с собой. Чем лучше ты знаешь себя, свои страхи, знаешь, что на тебя влияет в этой жизни, тем проще быть искренним. Все эмоции, комплексы, личные драмы - это палитра для актера, и чем больше красок, тем богаче полотно у него получится. Актер должен быть очень открытым, быть готов к риску и обнажать свою темную сторону без страха.
О России
Я не слежу за новинками американского кинопроката, у меня просто нет на это времени. Я смотрю только фильмы, где снимались мои ученики, чтобы потом дать комментарии - что получилось, что нет, как работать над следующим фильмом. В Лос-Анжелесе в моей школе занимается пятьсот учеников, и еще я веду семинары по всему миру. Сейчас я хочу открыть школу в России, она появится уже в следующем году. В прошлый мой приезд я провела несколько занятий и поразилась богатству актерских талантов. У россиян очень сильны страсти. Во многих странах этого нет, и люди там очень закрыты. Русские - наоборот, все свои эмоции отгружают тоннами. Говорят все, что и как чувствуют, и не боятся это высказывать. Именно это делает актерскую игру интересной. Я могу взять начинающего актера, который еще ничего особенного не умеет, но зато у него есть эта русская страсть - и для меня это главное.
Кстати, у меня самой русские корни, и наша семья очень эмоциональна. Моя бабушка говорила только по-русски, я не понимала ни слова, но мне все время казалось, что она злится на меня, - с таким жаром она говорила и так активно жестикулировала. Ну и, конечно, из России к нам пришла традиция Станиславского. Станиславский - отец актерского мастерства. Я считаю большой честью для себя, что теперь могу открыть здесь свою школу. Недавно я была в гостях у Евы Мендос и сообщила ей, что открою школу в России. Она была поражена и обрадована, поздравляла меня, говорила, что это огромная честь. Это я слышала от многих звезд - Холли Берри и других. Все они считают, что школа в России - это потрясающе. Такое высокое мнение американских актеров о моей школе здесь я называю своим личным Оскаром.
От редакции
Идея поучиться у голливудских педагогов в российских кинокругах обсуждается давно: вспомним "Деловой завтрак" "РГ" с группой ведущих продюсеров. С другой стороны, широко прошумел демарш Андрея Кончаловского, протестующего против "голливудизации" нашего кино.
На наш взгляд, истина, как всегда, посередине. С одной стороны, учиться всегда полезно, а завоеваний лучших голливудских фильмов в области актерской техники никто не отрицает. Но парадокс в том, что азы системы Станиславского, которые у себя на родине все чаще подвергаются остракизму, теперь возвращаются к нам с Запада. И в то время, когда в США актерская братия считает эту систему своей Библией, у нас уже готовы расстаться даже с одной из важнейших ее основ - русским репертуарным театром, максимально приближаясь к голливудско-бродвейской модели. Так что инициатива Иваны Чаббак интересна уже как напоминание о непреходящей ценности нашего актерского искусства, имеющей глобальное значение. О том, что все-таки есть пророки в своем Отечестве.
Но сам факт, что родина современного европейского театра должна теперь учиться у заезжих педагогов своей же мудрости, должен заставить нас о многом задуматься.