28.10.2014 00:42
Общество

Михаил Эскиндаров: Современным студентам не хватает умения дружить

Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №42 (971)
Финансовый сектор всегда был одним из самых востребованных для получения высшего образования среди абитуриентов и их родителей. Но в сложившейся экономической ситуации все больше молодых людей стремятся стать экспертами в сфере финансов. О специфике подготовки молодых финансистов на "Деловом завтраке" в "Российской газете" корреспонденту "РГБ" рассказал ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров.
Читать на сайте RG.RU
"Деловой завтрак" с Михаилом Эскиндаровым

- Михаил Абдурахманович, расскажите, какие специальности в финансовом секторе сегодня наиболее востребованы? На какие факультеты в этом году самый большой конкурс?

- В Финансовом университете конкурс в этом году был в среднем примерно 9-10 человек на место. На международно-финансовом факультете конкурс 31 человек на место, на факультете международно-экономических отношений примерно 20-22 человека. На финансовом факультете, где деканом является министр финансов Антон Силуанов, конкурс составил 16 человек на место, а число бюджетных мест на факультете - более 120.

- Финансовый университет сотрудничает со многими финансовыми организациями. Какие специалисты сегодня нужны работодателям?

- Наши выпускники весьма востребованы. У нас нет безработных, у нас нет проблем с трудоустройством. Безусловно, ребята хотят получить лучшие условия, большую зарплату. Каждый раз, прежде чем открыть новое направление подготовки, мы изучаем рынок, смотрим востребованность выпускников, смотрим, какие вузы готовят и каких специалистов. По нашим наблюдениям, в меньшей степени сегодня востребованы банкиры. И общество это понимает. Если раньше конкурс на кредитно-экономическом факультете всегда был одним из самых высоких, то в этом году он значительно ниже, чем, например, на финансовом факультете, и т.д. Значит, не только мы, но и родители, и абитуриенты понимают, что потребность в банкирах сокращается. Это происходит по разным причинам, например, в Москве около 160 вузов готовят банкиров. Это никуда не годится. И я допускаю, что в ближайшее время будут происходить определенные изменения.

Что касается основных направлений подготовки, я не вижу проблем. Мы будем дальше увеличивать прием на такие направления, как экономика, социология. Очень важным для нас направлением становятся информационные технологии. Также мы планируем развивать подготовку специалистов по финансовой аналитике.

Ректор ФА: Доллар может до конца года зависнуть на отметке 39-40 рублей

- Действительно ли в финансовом секторе сейчас переизбыток линейного персонала? Что нужно делать молодому специалисту, чтобы занять более выгодную позицию?

- Зачастую успешность зависит не от университета, а от личности. Для того чтобы занять лучшие позиции, нужно учиться не только тем знаниям и навыкам, которые дает вуз, но и коммуникациям. Умение управлять людьми, дружить и работать в коллективе - это то, чего сегодня не хватает студентам, они, к сожалению, разобщены. Поэтому мы сейчас активно развиваем научные студенческие общества, студенческие советы, конференции, где ребята могут друг с другом дискутировать и общаться. Преимущество прежнего времени заключалось в том, что были общественные организации под общественным контролем. Сегодня, когда каждый сам за себя, к сожалению, трудно развивать те направления, о которых я говорил.

- Социальные сети не помогают?

- Я считаю, что в социальных сетях в основном сидят люди, у которых нет других занятий. Лучшие студенты не сидят в социальных сетях, им некогда. Они сидят в Интернете, но ищут другую полезную информацию, приобретают дополнительные знания.

- В сложившейся экономической ситуации вы как-то меняете свои учебные планы? Может быть, вы делаете больший акцент на антикризисные программы?

- Совершенно удачно и, может быть, даже не совсем случайно мы только что приняли собственные государственные стандарты. Финансовому университету указом президента разрешено иметь собственные стандарты. Мы сейчас подготовили и утвердили стандарт по направлению экономика - основному направлению нашей деятельности. И в соответствии с этими стандартами мы будем готовить новые учебные планы. Все кафедры должны будут внести свои предложения по учебным планам. Безусловно, будем перерабатывать в ближайшее время все учебные планы и другие направления, в частности, по менеджменту. Учитывая реалии сегодняшнего дня, сокращаются отдельные дисциплины, появляются другие. Но вы должны понимать, что сокращение учебных дисциплин означает и сокращение преподавательских кадров, а это приводит к некой социальной напряженности: и в коллективе, и в обществе. Нас спасает то, что люди, которые от нас уходят, всегда находят место в других вузах. А нет конкуренции, значит, нет той борьбы за каждое рабочее место, нет стремления добиться лучших результатов. Сегодня основная проблема в том, что у нас нет конкуренции среди преподавателей, очередей на должность профессора, доцента и т.д.

- Повлияло ли как-то внедрение Болонской системы на подготовку кадров в финансовом секторе? Какие возможности есть у бакалавров, а какие возможности у магистров?

- Трудно сказать. Финансы - очень консервативная отрасль, и результаты будут видны не сегодня и не завтра, а через десятилетия. Потому что к руководству финансами придут те люди, которые были бакалаврами и магистрами. Поэтому я не стал бы сейчас делать какие-то выводы о пользе или вреде Болонского процесса. Жизнь покажет. Во всем мире идет внедрение этого процесса, включая наших соседей. Китай в 1976 году перешел на эту систему. Но в Китае в отличие от России не позволяют работать ни бакалаврам, ни магистрам. А у нас в обществе сложилось ошибочное мнение, что работать для студентов первого и второго курса - это норма. На бакалавриате они должны полностью уделять внимание учебе. Есть 4 месяца для практики, этого вполне достаточно, чтобы работодатель понял, кто перед ним: хороший или плохой специалист.

Эскиндаров: Банки фактически прекратили финансирование промышленности

Российский бакалавр отличается от бакалавра, например, китайского тем, что у нашего есть профиль подготовки в университете (банковское дело, государственные и муниципальные финансы, корпоративные финансы, страхование и т. д.). Наш выпускник бакалавриата способен прийти на рабочее место и качественно работать. А что касается магистратуры, практика показывает, что в первые годы после перехода на Болонскую систему 70-80% выпускников идет в магистратуру. Через 5-7 лет все переворачивается, и только 20-30% учат в магистратуре. И это правильно. Фактически магистратура - это приобретение конкретных знаний, практикоориентированность обучения. При этом бакалавр-экономист вовсе не обязательно пойдет дальше в магистратуру по экономике - он может выбрать иное направление подготовки, например, юриспруденцию. Но сегодня положительная черта этой системы в том, что если студент допустил ошибку в выборе специальности, он может ее исправить.

- Вступил в силу новый порядок приема в вузы. К чему готовиться абитуриентам?

- Кардинальных изменений нет. Частично вводится портфолио. Например, выпускник школы с медалью имеет преимущество: мы даем ему 7 дополнительных баллов. Учитывается сочинение, которое абитуриенты будут писать в школе. Мы отказались от проверки сочинения. Есть сочинение - ставим балл один, нет сочинения - значит, ноль. К сожалению, ЕГЭ по иностранному языку как не было, так и нет среди обязательных дисциплин. Хотя я считаю, что введение ЕГЭ по иностранному языку нужно ускорить.

Полный отчет о "Деловом завтраке" с ректором Финансового университета при правительстве РФ Михаилом Эскиндаровым читайте на сайте "РГ".

"Деловой завтрак" с Михаилом Эскиндаровым
Образование