Илья Машков - один из самых "дорогих" сегодня и значимых художников русского авангарда и соцреализма, во многом определивший "лицо" русской живописи ХХ века, не только как автор, но и как талантливый педагог. Его учениками были Вера Мухина, Николай Загреков, Роберт Фальк, Владимир Вейсберг и другие мастера с громкими именами.
Сам Машков родом из станицы Михайловской (сейчас это Урюпинский район Волгоградской области), его имя носит волгоградский музей ИЗО.
- Для нас имя Машкова - особое, и над проектом "Мастерская Машкова" долго и достаточно трудно работал весь коллектив музея, - говорит директор Волгоградского музея изобразительных искусств Елена Орлова. - Это на самом деле очень масштабный проект, в котором участвовали хранители, реставраторы, дизайнеры, кураторы содержания, историки, специалисты по мультимедийному контенту, а также коллеги из других музеев.
Что такое "Мастерская Машкова"? Во-первых, это в буквальном смысле мастерская художника, в "жанре" видеоинсталляции воссозданная в одном из залов музея. Интерьер реальной мастерской с помощью современных компьютерных технологий при этом проецируется на три стены, буквально "раздвигая" пространство. "Атмосферу" создают подлинные предметы из мастерской художника - кисти, краски, палитра, пигменты, человеческий череп, документы, фотографии.
Во-вторых, это экспозиция самых интересных работ художника. Они развешаны, как говорят специалисты, "шпалерно", то есть очень близко друг к другу, так, как висели в настоящей мастерской.
В-третьих, это "мультимедийный компонент" - несколько сенсорных панелей, которые дополняют выставку. На них можно полистать "Энциклопедию Машкова", познакомиться с его работами, хранящимися в других музеях (а в проекте участвует более четырех десятков картинных галерей), и даже поиграть в компьютерные игры. Специально для детей были придуманы паззлы и "раскраски" по произведениям художника. Программа позволяет выбрать уровень сложности, сравнить свой результат с оригиналом и даже получить оценку от самого Машкова.
- Создавая "Мастерскую Машкова", мы хотели показать все грани его таланта. Да и само помещение в Малом Харитоньевском переулке, где он творил в Москве, - уже произведение искусства, - рассказывает один из авторов проекта, искусствовед Ольга Малкова. - Мы включили в экспозицию необычные предметы - гири, гантели, патефон 1923 года выпуска… Машков всю жизнь занимался гиревым спортом, вел французскую борьбу, занимался хореографией по системе Айседоры Дункан и вообще считал, что художник должен развивать не только свой дух, но и тело. Окунуться в атмосферу первой половины ХХ века помогут и фотографии - у Машкова был период, когда он очень любил фотографироваться. В этом проекте мы старались передать и культурный контекст эпохи, когда жил и творил Машков. И то, что ускользает от взгляда посетителя в "громких" коллекциях. Особенность волгоградского музея в том, что, помимо живописных полотен, у нас собран ценнейший архив документов и предметов.
К слову, на выставке волгоградский журналист и исследователь биографии Машкова Владимир Весов передал музею две книги из собрания "Дома социалистической культуры" в станице Михайловской - периода, когда Машков в своей родной станице пытался создать "образцовый городок социалистической культуры".
- Я сам родом из станицы Михайловской. А эти две книги со штемпелем "Дома социалистической культуры", сборники Пушкина и Некрасова конца XIX века, нашел в местной библиотеке случайно, среди списанных в макулатуру изданий, - рассказывает Весов. - Машков когда-то лично привез из Москвы в Михайловскую десятки, если не сотни томов...
И, конечно, формат "мастерской" предполагает обучение. Авторы проекта предлагают цикл лекций "Машков и его время", теоретические занятия, а также мастер-классы для детей и взрослых, на которых участники, как и положено, с помощью ведущего смогут создавать произведения живописи или прикладного искусства своими руками.
- В проекте "Мастерская Машкова" мы стремились показать цельность личности художника, пересечение различных его ипостасей, - говорит Ольга Малкова. - В его работах и в его взглядах звучит время, которое до сих пор еще не осмыслено. Именно поэтому мы не делаем выводов и не даем ответов, а лишь задаем вопросы и хотим, чтобы это сделали и наши посетители.