29.10.2014 19:07
Экономика

На Ямале строительство моста остановилось из-за судебной тяжбы

Единственная стройка Северного широтного хода застопорилась из-за судебной тяжбы
Текст:  Анатолий Меньшиков (ЯНАО)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6520)
Противоречивая информация поступает по поводу перспектив масштабного инфраструктурного проекта "Северный широтный ход" (СШХ), общая стоимость которого оценивается минимум в 190 миллиардов рублей. С одной стороны, Минтранс России дал разрешение на запуск строительства всей железнодорожной ветки от станции Коротчаево в восточной части ЯНАО до станции Обская в предгорьях Полярного Урала. С другой стороны, финансирование еще не открыто, его главный источник - похудевший госбюджет.
Читать на сайте RG.RU

Работа на единственном объекте СШХ, который реально строится, совмещенном мосту через реку Надым, затормозилась из-за взаимных претензий заказчика и генподрядчика. Не так давно без тени сомнения говорилось о досрочной, на 6-9 месяцев раньше планируемого, сдаче этого объекта в эксплуатацию. Теперь же ясно, что это возможно разве что при авральных темпах работ.

Ожидается, что скоро будет объявлен тендер на прокладку в надымской лесотундре 98-километровой дистанции Сырковый - Хорей. В следующем году также предполагается старт строительства очень сложного для полярных широт инженерного сооружения - совмещенного моста через двухкилометровую Обь, стоимость которого оценивается почти в 70 миллиардов рублей.

"РГ" выяснила, окупятся ли огромные вложения в мосты в регионах УрФО

Хотя СШХ из-за затянувшихся инвестиционных согласований все еще в статусе "масштабного замысла", регион в лице инновационно-инвестиционного фонда "Ямал" уже презентовал проект "развития широтного хода" в виде достройки однопутки Обская - Бованенково. Эта 572-километровая газпромовская ветка проложена от конечной станции Северной железной дороги до одноименного месторождения на полуострове Ямал. В перспективе одноколейка должна дойти до возводимого в Обской губе морского порта Сабетта, чтобы перебрасывать в него с Урала, из Западной Сибири промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Заказчиком определен вышеназванный фонд. Кто возьмется за строительство 180-километрового участка, по которому ежегодно будут перевозить десятки миллионов тонн грузов, неизвестно. К слову, по причине малого объема грузооборота на существующей дороге и высокой стоимости технического обслуживания она неприбыльна.

Недавно в Москве прошло совещание по СШХ с участием министра транспорта. В пресс-релизах подробности дискуссии, конкретные цифры не раскрывались. Однако на днях уральский полпред Игорь Холманских назвал срок предполагаемого завершения строительства обского моста - конец 2021-го. Приступят же к работе в будущем году. Попытки привлечь частный промышленный, банковский капитал до сих пор завершались неудачно, сегодня надежды возлагаются исключительно на федеральную казну. Впрочем, рассматриваются варианты государственно-частного партнерства, подразумевающие отсрочку бюджетных трат. Автономный округ, хотя и сам залез в долги, готов немедленно вложиться: главное - начать.

В ЯНАО хлебопекам выделят 68 млн рублей для сдерживания цен

Тем временем строящийся на СШХ мост, пока не соединивший берега реки Надым (не хватает нескольких пролетов), стал камнем преткновения между исполнителем работ и распорядителем 14-миллиардной сметы. Компания-заказчик на основе заключений экспертизы утверждает, что строители изрядно сэкономили, заменив одни материалы другими и частично изменив проектные решения в ущерб безопасности объекта. Генподрядчик отметает обвинения в свой адрес и настаивает на немедленной оплате выполненных работ, уже во второй раз апеллирует к суду. Недавно арбитраж Москвы принял иск о взыскании с заказчика внушительного долга - 1,773 миллиарда рублей.

Пока тяжба идет, стройка стоит. Вроде бы и торопиться нет смысла: ни одной шпалы СШХ еще не уложено, пуск автомобильной трассы Салехард - Надым в силу нехватки бюджетных средств перенесен на 2018 год, так что и с мостом можно уложиться в изначально оговоренные сроки контракта. Однако чем дольше длится стройка, тем она дороже. И не только из-за инфляции. Город Надым ждет моста как манны небесной: действующая понтонная переправа через реку, принимающая около 500 автомобилей в сутки, вновь закрыта - ледостав. До открытия зимника минимум месяц.

Инфраструктура ЯНАО Урал и Западная Сибирь