30.10.2014 14:32
Общество

Ректоры российских вузов обсудили вопросы сетевого образования

Текст:  Ирина Ивойлова
В МГУ проходит Х съезд российских ректоров. Они обсуждают шесть важных тем. Среди них - поддержка талантливой молодежи, повышение качества вузовского образования, наука в высшей школе, роль российских университетов в мире и укрепление позиций наших вузов в международных рейтингах.
Читать на сайте RG.RU

Привлекать в российские университеты иностранных студентов и партнеров сейчас непросто - с этим согласны все ректоры. Конкуренция на рынке образовательных услуг очень большая. Для того, чтобы иностранные специалисты приехали работать в вуз, нужна оборудованная лаборатория, стоимость которой доходит до 1 млрд. рублей и конкурентоспособная зарплата - 200-300 тысяч. Студентов привлекают двойные дипломы и обучение на английском языке. Все это трудные задачи.

В школах проверяют качество математического образования

- Очень важно присутствие за рубежом наших вузов. Мы открыли филиал в Дубаи и видим, что там уже полно представительств китайских, корейских, немецких университетов, - рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев. - По 12 программам мы предлагаем студентам двойные дипломы, и это тоже способ заинтересовать своим вузом.

Один из перспективных путей развития вузов - сетевое образование, когда несколько ведущих университетов объединяются и предлагают студентам общие программы обучения. К примеру, в Северном федеральном университете уже есть около десятка таких программ. Можно сделать пилотные проекты по лучшим программам и предложить их всем вузам, предлагают ректоры. Но их волнует, не снизится ли для вузов в этом случае финансирование?

- Мы готовы к сетевому обучению, но не сочтут ли это перекрестным финансированием? - задает вопрос ректор питерского ИТМО Владимир Васильев.

По мнению замминистра образования и науки Александра Климова, вузам за это еще и прибавят денег.

- Речь не идет об урезании финансирования. Для вузов, которые предлагают сетевые формы, предусмотрены повышающие коэффициенты, - пояснил замминистра.

Евгений Чупрунов, ректор Нижегородского госуниверситета, уверен, что для повышения репутации наших вузов надо продвигать собственные научные журналы, при этом стимулируя профессоров печататься в ведущих мировых изданиях. По словам Чупрунова, НГУ в прошлом году выплатил повышенные премии за публикации 370 сотрудникам, при этом суммы достигают 300 тысяч. Поощряют научную активность в МГУ, СПбГУ, но уже появились вузы, которые считают, что одним рублем проблему не решишь, и постепенно отказываются от таких высоких премий в пользу других видов стимулирования.

Еще одна серьезная проблема - поддержка технического образования. Уровень знаний школьников по физике и математике - катастрофически низкий. Вузы готовы шефствовать над школами и даже отправлять профессоров вести уроки, но возникает вопрос: кто за это будет платить? Хорошие кадры уезжают из регионов, где находятся производства. Очевидно, что удержать специалистов можно жильем и высокими окладами, и на съезде звучали предложения дать молодым специалистам, которые идут работать в село, право преимущества при выделении квартир. Пока что проблема с жильем решена лишь для предприятий ВПК.

Российское образование может стать новым драйвером роста экономики

- Я знаю предприятия ВПК, где молодые специалисты получают жилье через 3-5 лет работы по льготной ипотеке. Но с кадрами для сельского хозяйства вопрос сложный, - признал замминистра образования и науки Александр Климов.

Не обошлось без социально-значимых вопросов: сколько студенты должны платить за общежития и почему они не хотят брать образовательные кредиты? Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов привел цифры: себестоимость общежитий - миллиарды рублей, а 75 процентов студентов в любом вузе - бюджетники и брать дополнительные деньги на общежития вузу неоткуда. Отметим, что 35-40 процентов студентов из семей, которые могут платить за

- 35-40 процентов студентов из совершенно адекватных семей, которые могут платить за общежития. Наверное, в этом вопросе должна быть целевая поддержка студентов из малообеспеченных семей, которые не в состоянии платить, - высказал свою точку зрения Кузьминов. А что касается кредитов на учебу, то, по мнению Кузьминова, государственные кредиты можно включить в систему государственного страхования рисков, с тем, чтобы государство гарантировало банкам выплаты в случае невозврата. На Западе обычно таких студентов бывает около 30 процентов.

Образование Высшая школа экономики МГУ им. Ломоносова