Если сейчас в любую погоду можно разогнаться на автобане до 110 километров в час, то в скором времени в туман, ливень и снегопад за такую скорость будут штрафовать. Пока точно еще не выработаны скоростные режимы для каждой "погоды". Но уже обсуждается вопрос разработки и утверждения предельной скорости в зависимости от погодных условий и дорожной обстановки.
"Техническая возможность устанавливать знаки переменной информации у нас есть. Мы сегодня если проектируем и строим дороги первой технической категории, то они все имеют возможность такого оснащения. Уже можно увидеть их применение, например, в Сочи на дублере Курортного проспекта. Он полностью обеспечен такими знаками. И в зависимости от погодных условий, от интенсивности движения мы выводим информацию на табло", - сказал глава Росавтодора Роман Старовойт на пресс-конференции в "Российской газете".
Между тем традиционные знаки ограничения скорости менять в зависимости от видимости и осадков никто не собирается. А вот табло, с меняющимся по погоде знаком, постепенно будут устанавливать на всех без исключения трассах.
Информацию для табло будут брать с так называемых метеопостов. Сегодня на федеральных дорогах 645 станций автоматизированной системы метеообеспечения и 855 систем видеонаблюдения. Они объединены в одну сеть. До 2020 года планируется дополнительно установить еще 480 таких метеопостов. Такого количества будет достаточно для точного прогноза на дороге, считает глава Росавтодора.
Сейчас дорожники, совместно с ГИБДД, вводят ограничения на движение фур и рейсовых автобусов в непогоду. Через социальные сети, СМИ и на своем сайте агентство предупреждает об ожидаемых неблагоприятных погодных условиях. Но пока водители, рискуя замерзнуть в сугробе, не реагируют на предупреждения об ухудшении дорожной обстановки.
"Дорога это объект с двусторонним движением. Если дорожники готовятся к неблагоприятным условиям или к зиме, я прошу вас делать то же самое. Своевременно заменить резину, жидкости и сделать техосмотр. И тогда нам всем вместе будет безопасно, удобно передвигаться по всем дорогам, не только федеральным", - призвал водителей Старовойт.
"Что касается законодательных инициатив по применению зимних шин, то это практически решенный вопрос. А вот обязать водителей на сложных рельефных участках - например, в горах - одевать цепи противоскольжения, пока в этом вопросе с депутатами мы не нашли консенсуса, - сказал Старовойт. - И решили двигаться поступательно, начать хотя бы с применения зимней резины. Хотя мы уже встречаем на трассах Кавказа, Северного Кавказа, Якутии, где есть сложные участки движения, водителей, которые надевают цепи на колеса".
В любом случае за трассами дорожники следить не отказываются. И в этом году впервые за 20 лет в новой истории России содержание и ремонт федеральных автодорог идет в полном объеме. В прошлые годы был норматив, а на финансирование мероприятий по нему не хватало. Но к концу 2018 года надо всю федеральную сеть привести в порядок, поэтому финансирование содержания и ремонта дорог не сокращается. В этом году примерно 200 миллиардов рублей из всего бюджета Росавтодора уйдет на ремонт и содержание федеральных трасс. Из них 15 миллиардов предназначено на зимнее содержание. А вот часть прокладки новых дорог переносится на другие годы. "Мы это не просто так делаем, - отметил Старовойт. - Если строить новые дороги, недофинансируя содержание существующих, можно потерять последние, они придут в негодность".
Если финансирование будет продолжаться в данном режиме, то Росавтодор, как полагают в службе, за пять лет сможет осуществить полное "перевооружение" автодорог. Для этого активно будут использованы инновации. Старовойт представил впечатляющую динамику инновационных внедрений при строительстве и обслуживании дорог. В 2012 году было внедрено 50 инноваций, в 2013 году - уже 260, а в 2014 году - 600. Одним из таких решений руководитель Росавтодора назвал нанесение дорожной разметки термопластиком. По его словам, такую разметку лучше видно на дороге и она держится целый год. Кроме того, специалисты компании начали применять эмульсию со щебнем при поверхностной обработке дорожного полотна, что позволяет продлить срок его службы на 3 года.
Помимо этого, глава ведомства добавил, что для освещения новых пешеходных переходов, на некоторых участках федеральных автотрасс применяются альтернативные источники энергии: ветрогенераторы и солнечные батареи. А почти весь парк задействованной в дорожном строительстве и обслуживании автотехники снабжен системой GPS, и в случае возникновения проблем через Ситуационный центр Росавтодора в Москве можно переходить на ручное управление.
Роман Владимирович Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства.
Родился 20 января 1972 года в городе Курске. В 1995 году окончил Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова в Санкт-Петербурге по специальности "Импульсные тепловые машины".
До назначения в Росавтодор работал замдиректора Департамента промышленности и инфраструктуры аппарата правительства.
Женат, воспитывает двух дочерей.