05.11.2014 17:20
Экономика

В Самаре проверят сметы к ЧМ-2018

В Самарской области усиливают контроль за использованием бюджетных средств
Текст:  Денис Кудряшов (Самара)
Российская газета - Экономика Поволжья: №0 (6523)
Самарский опыт финансового контроля бюджетных средств стал примером для выстраивания подобной системы в других субъектах России. За 2,5 года существования областной службы финконтроля региональный бюджет сэкономил несколько миллиардов рублей. В следующем году работа ведомства будет усилена, а ее руководитель уже повышен до статуса заместителя председателя правительства. О первых итогах работы, основных нарушениях и нарушителях финансовой дисциплины "РГ" рассказала руководитель Службы финансового контроля Самарской области Ольга Михеева.
Читать на сайте RG.RU

В связи с чем было образовано ваше ведомство, ведь у нас есть Счетная палата, минфин, УФАС и другие ведомства, так или иначе отслеживающие финансирование бюджетных проектов?

Ольга Михеева: Конечно, на этот вопрос точнее всего может ответить губернатор Николай Меркушкин, которому и принадлежит идея создания нашей службы. На мой взгляд, к этому подтолкнула и экономическая ситуация. Что касается перечисленных вами ведомств, то они занимаются иной деятельностью, нежели мы. Например, задача министерства финансов - сформировать бюджет и обеспечить его исполнение. А наша основная задача - профилактика расходов бюджетных средств, повышение их эффективности. Кроме того, минфин часто использует в своей работе те сведения, рекомендации и выводы, которые мы ему предоставляем. Что касается счетной палаты, то это совсем другая ветвь власти. Мы - исполнительный, она - контролирующий орган. Мы же занимаемся, если можно так выразиться, внутренней финансовой разведкой.

Случаи возбуждения дел по вашей инициативе в Самарской области были?

Ольга Михеева: Да, бывает, мы накладываем штрафы. Их общая сумма составила шесть миллионов рублей. При этом зачислено штрафов в консолидированный бюджет области 4,8 миллиона рублей, еще более одного миллиона рублей должно поступить в ближайшее время. Кроме того, по результатам наших контрольных мероприятий привлечено к дисциплинарной ответственности 65 должностных лиц. В областную прокуратуру была направлена информация по 48 контрольным мероприятиям, по результатам рассмотрения которых проводятся проверки.

Кто в основном несет ответственность за финансовые нарушения? Министр или рядовой исполнитель, специалист отдела?

Ольга Михеева: В основном ответственность несут заместители руководителей, министров и учреждений, которые занимаются контрактной системой или отвечают за финансирование. Также ответственность лежит на руководителях управлений, руководителях контрактной службы.

Чем меньше муниципалитет — тем кулуарнее могут заключаться дорожные контракты

С какими ведомствами работать сложнее, кто чаще допускает финансовые нарушения?

Ольга Михеева: Сложнее - с министерствами социально-демографической политики и с культуры. У них очень специфические закупки, в которых всегда можно "прикрыться" детьми-сиротами, инвалидами, пенсионерами. Но, согласитесь, для кого бы закупки ни предназначались, нельзя приобретать товары по откровенно завышенным ценам.

С чем в основном связаны финансовые нарушения?

Ольга Михеева: Основная проблема - это несовершенство законодательной базы. В сфере строительства и капремонта есть много неучтенных моментов. Например, коэффициент стесненности. Одно дело, когда строительство идет в центре города и крупногабаритный транспорт развернуться не может, поэтому часть работ приходится выполнять вручную. И совсем другое дело - стройка за городом, где заказчик тоже применяет коэффициент стесненности. Но о какой стесненности может идти речь в поле?

Внутренний контроль за деньгами в Минобороны почти полностью отсутствовал

Работы по подготовке к чемпионату мира-2018 тоже станут объектом вашего пристального внимания?

Ольга Михеева: Конечно, мы будет держать ситуацию на контроле. Но здесь нужно учитывать два момента. Первый, это когда деньги выделяются только по линии федерации. В частности, строительство стадиона - это исключительно федеральная стройка, соответственно, к этим деньгам мы никакого отношения не имеем. Но инфраструктура вокруг стадиона, коммуникации и прочее предполагает софинасирование: часть средств выделяет федерация, часть - область. И в этом случае мы будем полностью проверять документацию и сметы.

В текущем году и в Самаре и в целом по области шел активный ремонт дорог, выделялись огромные средства. Удалось ли здесь предотвратить завышение смет?

Ольга Михеева: В этом году ситуация стала намного лучше, поскольку дорожные работы под свой контроль взяло министерство транспорта. Дело в том, что у муниципалитета есть возможность самому провести торги под областную субсидию. И как они проходили, под какую смету - неизвестно. Проверить их нельзя, поскольку у нас по закону нет такой возможности. Но это нас категорически не устраивает, поэтому мы будем добиваться через сенатора, бывшего главу Самары Дмитрия Азарова, пролоббировать поправки в закон, чтобы нас такой функцией наделили. Ведь чем меньше муниципалитет, тем кулуарнее могут заключаться дорожные контракты.

Что изменилось в вашей работе за эти 2,5 года?

Ольга Михеева: Если раньше мы только оценивали расходы бюджета, то теперь занимаемся анализом эффективности того или иного проекта. Что касается итогов, то наша работа полностью поддержана Министерством финансов РФ, а также была поставлена в пример.

Справка "РГ"

Госфинконтроль Самарской области с 2012 года и за девять месяцев 2014 года проверил использование свыше 250 миллиардов рублей, выделенных из регионального бюджета. Общий объем выявленных ведомством финансовых нарушений превысил 12 миллиардов рублей.

Валютный рынок Бюджеты регионов Самарская область Средняя Волга