05.11.2014 15:17
Авто

Западные автоконцерны в России перейдут на отечественные запчасти

Российских производителей автокомпонентов призвали выйти на новый уровень качества
Текст:  Владимир Петров (Калуга)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (6523)
У российских производителей автокомплектующих появилась уникальная возможность стать поставщиками для ведущих автозаводов страны, созданных с участием иностранного капитала.
Читать на сайте RG.RU

Об этом говорилось на прошедшем в Калуге форуме "Автоэволюция". Руководители местных предприятий "Фольксваген Групп Рус" и "ПСМА Рус" признались, что в нынешней ситуации из-за разницы в ценах в Европе и России им было бы выгоднее покупать российские автокомплектующие. А следовательно, для отечественных поставщиков теперь двери открыты. Правда, нужно выполнить некоторые четкие условия: речь идет о наличии высококвалифицированных специалистов, качественной и поставляемой точно в срок и в нужном количестве продукции и внятной стратегии работы на авторынке.

В Твери японцы открыли завод запчастей для экскаваторов

Правительство также готово оказать поддержку российским производителям. Но только тем, заявил директор департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга России Александр Морозов, кто готов модернизировать производство.

Одна из названных им мер господдержки - субсидии на компенсацию части уплаты процентов по кредиту, взятому на перевооружение в российских кредитных учреждениях.

- Девяносто процентов ставки рефинансирования - чувствительная мера господдержки, - отметил чиновник.

По словам Александра Морозова, такой компенсацией воспользовались уже 30 российских предприятий. А в декабре на соответствующую статью расходов будут добавлены дополнительно 1,7 миллиарда рублей. Между тем, по словам чиновника, поставщики материалов и компонентов почему-то не очень стремятся пользоваться предоставленными им возможностями.

- Видимо, просто не знают об этом, не ведут мониторинг мер поддержки, - предположил Александр Морозов. - Но мы будем доводить до них эту информацию.

Свое видение проблемы представил и директор по развитию и корпоративному управлению группы компаний АКОМ, производящей автомобильные аккумуляторы, Павел Селянко. По его мнению, малый бизнес ждет, что возникшие на авторынке трудности заставят производителей автомобилей покупать российские запчасти только по причине их дешевизны.

- Такого не произойдет, и это путь в никуда, - заверил специалист. - Даже если сейчас у вас, например, достаточное количество аккумуляторов, которые вы можете продать, и они подойдут автозаводам по качеству, то через два-три года, когда ситуация изменится, появятся зарубежные аккумуляторы и большей емкости, и служащие более долгий срок.

Тот же, кто за это время не сможет создать конкурентоспособный продукт, в лучшем случае займет свою маленькую нишу и останется поставщиком компонентов для дешевых автомобилей. Поэтому, считает Павел Селянко, нужно воспользоваться теми мерами господдержки, которые позволят выйти на новый уровень производства.

Отечественные производители пока не способны обеспечить автозаводы полной номенклатурой запчастей

То есть речь идет в первую очередь о недостаточно высоком качестве российских деталей. До сих пор, напомнили в аналитическом агентстве "Автостат", это было главной проблемой рынка. Впрочем, пока, если брать в целом, российские производители не способны обеспечить автозаводы и необходимой номенклатурой компонентов. Именно поэтому те, кто участвовал в "Автоэволюции", сосредоточились на качестве и своевременной поставке деталей и компонентов в нужном количестве.

По мнению гендиректора "Автостата" Сергея Целикова, нынешний уровень локализации в российском автопроме не так уж и высок, как может показаться на первый взгляд.

Украинские двигатели заменят на рыбинские

- Хорошо локализуются простые компоненты - бампер, стекло, фары, - говорит эксперт. - А вот более сложные - существенно меньше.

О том, что имеющийся уровень локализации не удовлетворяет самих производителей автомобилей, обосновавшихся в российских автокластерах, говорили и представители калужского автопрома. Так, руководство завода франко-японского альянса "Пежо-Ситроен-Мицубиси" заявило о намерении повысить уровень локализации на 10 процентов к концу 2015 года, а на "Фольксваген Групп Рус" в ближайшее время собираются увеличить локализацию в два раза.

Чтобы представить возможности производителей, приведем данные об уровне локализации на автозаводах России, представленные агентством "Автостат" со ссылкой на минпромторг РФ. К маю 2014 года этот показатель составлял в среднем 45 процентов, а на калужских заводах "Пежо-Ситроен-Мицубиси" и "Фольксваген Групп Рус" он, в частности, достиг 35-40 процентов. Если оперировать этими данными, то, например, "Фольксваген" поставил цель довести локализацию производства примерно до 80 процентов.

В этой ситуации актуальными остаются и те меры поддержки, которые оказывают предприятиям рынка на региональном уровне, считает глава калужского региона Анатолий Артамонов. В частности, он напомнил, что благодаря системе региональных льгот уже несколько местных предприятий создали совместные с зарубежными партнерами производства и успешно внедрились на авторынок.

Легковые авто Калуга Центральная Россия