1. "Долгие годы в Москве было несколько десятков сильных школ с высоким уровнем образования тех, кто в них попадал. Но дать детям хорошее образование стремится большая часть населения столицы. Потому задача города - не просто отобрать детей, которых легко учить, а помочь выявить способности у каждого ребенка - неспособных детей нет. А затем развить их, - рассказал Калина. - Но для этого не жители должны бегать по Москве в поиске качественного образования, а оно обязано прийти туда, где люди живут. И наша задача - обеспечить массовую доступность такого образования. В ситуации, которую мы застали в 2010 году в Москве, сделать это было невозможно, потому что при наименьшем нормативе 63 тыс. рублей на ученика, в городе были школы, которые имели по 50 тыс. на ребенка, и школы, получавшие до 400 тыс. Поэтому первое, что решило сделать правительство Москвы в 2011 году, это выравнять финансирование всех школ. При условии: получая деньги на каждого ученика, школа сама и решает, на что их тратить, независимо от того, большое у нее или маленькое штатное расписание. И когда первые директора поверили, что все зависит именно от них самих, появилось и первое предложение о соединении двух школ, прежде разделенных лишь сеткой рабицей. Они пришли к выводу: тут директор - там директор, тут завхоз - там завхоз. Зачем?"
2. "Результаты объединения школ налицо, - считает глава департамента образования Москвы. - Отличников по ЕГЭ в Москве теперь вдвое больше, чем в среднем по стране. Треть победителей и призеров олимпиад в России - это московские школьники. А главное - готовят их теперь не 70, а 145 школ".
3. "Часто звучит вопрос: нужно ли при объединении школ согласие их управляющих советов? По действующему положению для реорганизации любых бюджетных учреждений - хоть в здравоохранении, хоть в образовании, формально учредитель не должен спрашивать согласия. Но мы заручаемся согласием управляющих советов школ. Кроме того, создали межрайонные советы директоров школ, которые оценивают ситуацию по району. А Палате председателей межрайонных советов делегировали обязанность оценивать последствия реорганизации по городу".
4. "Многие москвичи спрашивают: что ждет школы с сильными математическими традициями? К ним подход индивидуальный, - рассказал Калина. - Например, я против расширения лицея "Вторая школа" Владимира Овчинникова. Я настолько дорожу этим уникальным в системе образования человеком, что грузить его дополнительными задачами считаю неправильным. То же касается и гимназии N 1543 Юрия Завельского. А вот школа N 444 с углубленным изучением информатики и физики значительно расширяется. И вообще, математические классы будут в каждом районе".
5. "Сколько в Москве останется школ? Было 1572, стало 750. Основное массовое соединение школ завершено. Еще раз подчеркну: мы занимались этим не ради цифровых результатов. Нам нужно, чтобы в каждом районе и каждом микрорайоне Москвы была школа, в которой ребенок может реализовать себя, независимо от того, какие у него способности - к математике, литературе, физкультуре или музыке. В национальной доктрине образования эта задача выражена тремя изумительными словами: качество, доступность, эффективность. Обеспечить это маленькой школе невозможно. Школы, которые хотя бы год-полтора живут в соединенном варианте, это поняли", - заключил Калина.
6. "Средняя зарплата учителя в Москве - 65 тыс. рублей. Дефицита учителей нет, на каждое вакантное место - 10-12 кандидатов. Но и "лишних" учителей не будет. У Москвы другая проблема - своевременной ротации. Зарплаты хорошие и педагоги не торопятся на пенсию. К тому же очень хорошие учителя сейчас в близком мне возрасте, много и молодежи. А вот в середине - провал. Лучше иметь полную команду из 25-летних, 40- и 60-летних учителей. Надеюсь, со временем так и будет".
7. "Чтобы привлечь в школу москвичей, приглашаем выпускников непедагогических вузов в магистратуру в наш педуниверситет, чтобы, скажем, выпускник мехмата МГУ, пройдя ее, стал учителем математики. У нас немало выпускников этого факультета, прекрасно работающих в школах".
8. В ответ на просьбу внести ясность с продленкой - платная она или бесплатная в Москве, Калина рассказал: "Статья 66 Закона "Об образовании в РФ" дает право вводить плату за уход и присмотр в группе продленного дня. Но в связи с тем, что в столице очень высокий норматив финансирования школ, они могут сохранять бесплатные группы. Решение, быть группе платной или бесплатной, принимает школа. У департамента сохраняется право согласовать или не согласовать размер родительской платы за присмотр и уход, предлагаемый ею, и проверить, освобождены ли от этой платы семьи, которые положено освобождать. Но только 15 школ сумели с участием своих управляющих советов убедить окружные управления образования и получили их разрешения. Нормальная плата за продленку - до 3-4 тыс. на ребенка".
9. Говорить о сроках введения единых каникул и их сроках глава департамента отказался: "Не хочу влиять на результаты голосования". Хотя и 70% москвичей уже проголосовали за новшество, но при этом каждый имел в голове свой вариант каникул. Их в городе сейчас 3: традиционный - между четвертями, другой - большие каникулы между триместрами и третий - пять недель учишься, а шестую отдыхаешь.
10. Говоря про электронные учебники, Калина отметил, что пока московское учительство не просто апробирует, а по сути вместе с разработчиками создает их. Сказать, сколько времени займет процесс внедрения таких учебников, он не взялся. Признался: "Честно говоря, я не представляю себе хорошего учителя, который руководствовался бы в своей работе только учебником, не важно, бумажный он или электронный".
Кстати
В ответ на критику, что город не создает условий для талантливых учеников, мэр Собянин в ходе отчета перед депутатами Мосгордумы напомнил, что выравнивание происходит не по низкому, а по высокому стандарту, благодаря чему объем финансирования образования в целом по городу за 4 последних года вырос на 60%. "У нас не должно быть детей 1-го и 2-го сорта", - заключил он.