Предыдущие марши были куда агрессивнее. "Русский марш-2013" выдвигал, например, такие требования: "Визовый режим со странами Азии и Закавказья, отмена планов раздачи гражданства жителям этих стран. 10-летние принудительные работы за нелегальную иммиграцию. Нулевая толерантность к этническим преступным группировкам". Ну, и традиционное: "Россия - для русских!", "Москва - для москвичей!".
Снизить идеологический градус организаторов нынешнего "марша" заставили события на востоке Украины, к которым русские националисты относятся по-разному. Кто-то из них поддерживает "Новороссию", а кто-то - на стороне украинских властей. В результате в Москве состоялось два "марша". Один - традиционный, другой - альтернативный. Как заявил потом лидер националистического объединения "Русские" Дмитрий Демушкин, не исключено, что "Русский марш" в его традиционном виде проводился в последний раз.
Внеся раскол в ряды русских националистов, события на Украине одновременно повысили уровень толерантности в российском обществе. С апреля по сентябрь 2014 года число проявлений межнациональной вражды сократилось на 35 процентов. К такому выводу пришли авторы доклада "Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России", подготовленного Центром изучения национальных конфликтов (ЦИНК) и федеральным информагентством "Клуб регионов". Эксперты считают, что благодаря украинским событиям Россия получила прививку от национализма. Лозунг "Россия - для русских!" его приверженцами отложен в сторону. Меньше стало антикавказских и антимигрантских выступлений. "В целом этноконфессиональную ситуацию в стране можно охарактеризовать как шаткое равновесие: снижение напряженности обусловлено "внешней угрозой" и носит временный характер; негативные факторы, напротив, имеют тенденцию к укоренению", - говорится в докладе.
Ксенофобские настроения осуждаются властью. Но отдельным чиновникам и отдельным оппозиционерам они тоже присущи. Хотя заигрывание с националистами и для власти, и для оппозиции плохо кончается. От террора против "инородцев" национал-радикалы переходят к нападению на всех, кто думает иначе. Раз за разом трактуя преступления на национальной почве как бытовое хулиганство, судья должен понимать, что однажды, дав этому преступлению правильную квалификацию и вынеся соответствующий приговор, он может здоровьем или даже жизнью расплатиться за былое свое попустительство. Точно так же и прокурор, обвиняющий в экстремизме не того, кого надо, ослабляет общественное сопротивление скинхедам и, неровен час, сам может подвергнуться их нападению.
Дело еще и в том, что патриотическая идея - сама по себе абсолютно здоровая, доказавшая свое цементирующее воздействие, сегодня и в мире, и в России нередко подменяется суррогатами. Ура-патриоты перехватывают ее, пытаются наполнить своими смыслами, дают ей свою интерпретацию. Хотя надо ли говорить, что здоровый патриотизм и агрессивный национализм маршируют в разные стороны. Первым движет нормальная любовь ко всему своему, вторым - патологическая ненависть ко всему чужому.
"Патриотизм может перерасти в национализм, и это опасная тенденция. В принципе мы должны иметь это в виду и делать все, чтобы этого не случилось", - сказал Владимир Путин на заседании Валдайского клуба. И объяснил, что значит "делать все" - "выстраивание действий и политики так, чтобы это пошло на благо народа". Говоря же о национализме как об "опасной тенденции", надо иметь в виду национализм этнический. Этот национализм претендует на роль политической силы. Он - уличный. Ультрарадикальный. И совершенно неуправляемый. Его притягательными лозунгами и неконтролируемой активностью формируется специфический электорат, способный на выборах организованно выражать свою волю.
При всем при том националистической истерии, как массового психоза, в России сейчас нет. Ее раздувают. Лидеры националистов - для достижения своих политических целей. Рядовые участники "маршей" - для выплескивания недовольства жизнью. Это недовольство трансформируется в лозунги, понятные маргинальной части населения. Отношения накаляются вовсе не между нациями. Они накаляются в обществе, где немало противоречий (например, разрыв между 10 процентами самых бедных и 10 процентами самых обеспеченных - 15-кратный). И проявляются то в форме агрессивной ксенофобии, то в виде религиозного экстремизма. Радикализация протестных настроений таким образом просто приобретает уродливую форму.
Известный режиссер, литовец, ныне возглавляющий один из московских академических театров, сказал: "В России две нации - нация богатых и нация бедных". И если так, то проблема не столько в том, как добиться согласия между "коренными" и "некоренными" жителями, а в том, как создать в стране общественный климат, при котором недовольство условиями жизни не выражалось бы в межэтнических столкновениях.