11.11.2014 00:10
Культура

Джон Ноймайер представил Москве балет по "Евгению Онегину"

Джон Ноймайер представил Москве балет по "Евгению Онегину"
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №256 (6528)
Балет "Татьяна" по мотивам пушкинского романа приехал к нам всего через несколько месяцев после премьеры в родном для хореографа Гамбургском балете.
Читать на сайте RG.RU

Это совместная постановка гамбургской труппы с московской и - новый уровень доверия, которое Театру Станиславского удалось вызвать у Ноймайера. Страстный поклонник российской культуры, немецкий хореограф отнюдь не стремился сюда со своими спектаклями. В начале 2000-х он успел поставить вечер одноактовок в Мариинском театре, перенести в Большой "Сон в летнюю ночь" - один из своих знаковых спектаклей. Но это сотрудничество не принесло удовольствия, кажется, ни одной из сторон.

Большой театр представил балет "Легенда о любви"

Но гораздо болезненнее, что зрители тоже не проявили того энтузиазма, что сопровождал приезды Гамбургского балета в Москву и Ленинград в советские годы. В "нулевые" в потоке репертуарных театров рядом со "Спящей красавицей" и "Спартаком" спектакли Ноймайера казались чересчур сложносочиненными. Подготовленный зритель находит упоение в глубине вторых и третьих планов в этих балетах, а неофит порой не способен уследить за основной интригой.

"Татьяна" для российской публики явно не требовала дополнительных костылей либретто: "энциклопедию русской жизни" в любой отечественной школе долбят так усердно, что она оседает в голове даже у двоечников. Поэтому сны Татьяны и преследующий ее медведь, с которых начинается балет Ноймайера, являющийся ей Грандисон от Ричардсона и любимая танцовщица Пушкина Авдотья Истомина, которая "толпою муз окружена" в "анакреонтическом" балете, вряд ли способны удлинить зрительский путь к идее Ноймайера. Тем более что она не нова и лежит на поверхности, во многом повторяяя режиссерскую идею Дмитрия Чернякова, чей оперный "Евгений Онегин" идет в Большом и неоднократно был показан по телевизору.

Главное, что волнует Ноймайера в тексте Пушкина - это Татьяна (ее роль взяла на себя Диана Вишнева), невоплощенность любви и невозможность счастья вообще. Ради этого хореограф (он же автор либретто и оформления балета) вместе с композитором Лерой Ауэрбах придумывают мир, в котором уживаются рудименты последних дней имперского счастья и торжество современных нуворишей, джинсы и волнистый "боб" в стиле модерн.

В Москву привезут балет "Великий Гэтсби"

Ноймайер, кажется, упивается изобилием деталей русской жизни. Какой-то гвардейский ротмистр становится советским генералом, в ларинской семье "недобитой интеллигенции" обитает монахиня-няня, на именинах пляшут под "Цыпленок жареный", упиваются водкой, Татьяна укутана павловопосадским платком, а Онегин - то в костюме на голое тело, то в пиджаке а-ля Версаче - кажется героем минаевского "Духless".

Нагромождение этих бытовых деталей создает на сцене бесконечный сквозняк суеты, но закрывает форточку для эмоций. Хореографический почерк Ноймайера немного узнается лишь в партии Ленского (он в балете переквалифицировался в композитора, но узнать об этом можно только из либретто, а на сцене же он так же нервно мнет листочки, как и поэт в опере) и отдельных фрагментах прощального дуэта Татьяны и Онегина.

Впрочем, страдающий пушкинский герой в балете столь непривлекателен, что, вопреки пожеланию постановщика, Татьяна должна только порадоваться своей счастливой судьбе, подарившей ей генерала, еще и в роскошной шубе.

Музыкальный театр