Не будем говорить о том, что в зале Театра имени Вахтангова был аншлаг, это, должно быть, ясно без слов. Многих зрителей нетрудно было узнать: вот дизайнер Вячеслав Зайцев, вот актриса Юлия Рутберг... Александр Ширвиндт и Юлия Борисова, к примеру, на своих хрустальных балах следили за происходящим, сидя в зале. А что же Валентин Гафт? А он сразу обосновался на сцене - бодрый, подтянутый (несмотря на недавно перенесенную операцию).
Произносить пространных речей Гафт не стал. Лишь обронил со смехом, обращаясь к черной китайской принцессе Турандот (в ее образе была актриса Ольга Прокофьева): "Прямо и не знаю, что сказать. В мою честь балов еще никто не устраивал, да еще хрустальных. Я и на стеклянный согласился бы".
Гафт явно поскромничал - то, чем он делился весь вечер, как раз и было прозрачным, хрупким и дорогим. Артист читал собственные стихи. По преимуществу новые - лирические и часто грустные, о любви, о природе.
По словам артиста, поэзия не обязательно должна быть излишне темпераментной или выражать протест. Ее главное качество - искренность. Может, поэтому к Гафту народ и тянется - и как его слушают! Кто говорит, что дефицита в наше время нет? Открытость в наше время самый страшный дефицит.
Отдельно о любви Гафта к музыке: своего "Стеньку Разина" он написал под впечатлением от записей Шаляпина. Есть стихи, прямо указывающие на источник вдохновения: "Слушая Рахманинова". Или вот "Музыка Генделя":
Мне снился сон,
он был так странен,
Я б выдумать его не смог,
Как в соблазнительном
тумане
Я флейтой плыл
меж чьих-то ног.
И Гендель вместе с Модильяни
Ушли со мною в этот рейд
В страну несбывшихся
желаний,
Переплетенья ног и флейт.
На бал артиста специально прилетел из Сыктывкара его друг оперный певец Алексей Моисеенко - он и на сцену вышел со стихотворным посвящением: "Мой Гафт, мой друг! Я рад, что встретил Тебя на улице судьбы, И надо ж - ты меня заметил. Теперь навеки вместе - я и ты...".
Вообще чего было в этот вечер много - человеческих добрых чувств. А как же эпиграммы? А где же знаменитая язвительность Гафта? Он сразу предупредил: не будет эпиграмм - настроение нынче не то.
Елена Камбурова спела на стихи Гафта:
"Что за профессия такая.
Уйдя со сцены, бывший маг,
Домой едва приковыляя,
Живет совсем, совсем не так".
Александр Ширвиндт вынес на сцену гирю (с двумя помощниками): "Валя в молодости таких две штуки каждое утро поднимал!" Шутил он весело, местами даже экстремально, но друзьям это можно: поймут. "Находчивость мне присуща, но она такая вынужденная, - рассказал худрук Театра Сатиры. - Все время я что-то придумываю, а у Вали она настоящая и эмоциональная".
В подтверждение Ширвиндт привел историю: "Было время, когда мы зарабатывали честные деньги, обслуживая незначительный контингент советских евреев за границей. Водил нас по Германии один еврейский продюсер. Меня, Гафта и Державина возил на огромном катафалке-форде и просил водителя останавливаться возле каждого публичного дома. Выбегал из машины, тыкал в него пальцем, размахивал руками, и мы ехали до следующего сомнительного учреждения. Наконец Гафт рассмеялся: "Миша (так звали нашего продюсера), кажется, ты единственный в мире мужчина, которому ничего не дают даже в публичном доме".
Уходя со сцены, Ширвиндт вдруг легко подхватил ту самую неподъемную гирю. Оказалось, бутафория. Гафт шутку приятеля оценил. Да и зрители в восторге.
Кстати
Валентин Гафт с 1969 года - актер театра "Современник". Снялся более чем в ста фильмах (кто не помнит его героев в "Гараже", "О бедном гусаре замолвите слово" или "Чародеях"?). Кроме того, он автор многих сборников стихов и эпиграмм.