Но дальше тянуть уже никак нельзя. Ведь сегодня российская экономика вынуждена работать в условиях санкций США и ЕС. Запад иезуитски затрудняет деятельность нашей банковской системы, крупных компаний и всего российского бизнеса, пытаясь создать для них ситуацию финансового "голода", перекрывая источники фондирования, доступ на рынки валютных заимствований и т.д. На этом фоне мощная утечка капиталов из России за рубеж, которая грозит по итогам 2014 года превысить 100 млрд долларов, смотрится как огромная пробоина в днище корабля, который и без того переживает сильный шторм. Продолжать мириться с этим - значит собственными руками ввергать страну в пучины острого финансово-экономического кризиса. Поэтому очень хорошо, что политическая воля проявлена и законопроект все-таки внесен. Причем стоит обратить на немаловажное обстоятельство: вносить его решено не от имени правительства, а от имени группы депутатов, представляющих все парламентские фракции, в том числе, разумеется, и "Справедливую Россию".
Для нашей партии поддержка данного законопроекта - дело принципа. Ведь борьба с выведением капиталов из России в зарубежные "налоговые гавани" - один приоритетных пунктов экономической программы СР. О необходимости решительной борьбы с этим крайне негативным явлением мы говорим по меньшей мере лет десять. Не раз предлагали собственные законодательные инициативы по данной проблематике. Нас, к сожалению, не слушали и не слышали, но теперь жизнь убедительно подтвердила нашу безусловную правоту.
Офшоры - это колоссальное зло. Это "черная дыра", в которой исчезают огромные ресурсы, превращаясь в средство личного обогащения олигархов и иных толстосумов. Это, образно говоря, мощный насос, который обескровливает нашу экономику. Именно это "обескровливание" во многом и привело к остановке экономического роста в России и нынешней стагнации. И уж как не сказать о том, что плюс ко всему офшоры являются еще и важнейшим источником подпитывания российской коррупции. Ведь именно там большей частью "создаются" те массивы "отмытых" наличных денег, которые идут на подкуп нечестных чиновников. И именно там же прячется и собственность чиновников, приобретаемая на коррупционные доходы.
При этом следует подчеркнуть: отток капиталов и увод доходов от налогообложения - это еще далеко не все беды. Порочная практика, когда активы огромного числа субъектов экономической деятельности - от крупных корпораций до контор ЖКХ - управляются из-за рубежа, приводит к непрозрачности бизнеса и системной безответственности. Вот, к примеру, у всех на слуху сейчас трагедия в международном аэропорту Внуково, где разбился частный самолет президента французской нефтяной компании Total Кристофа де Маржери. В связи с этой катастрофой много говорится о водителе снегоуборщика, который выехал на взлетную полосу, достаточно много - о руководителе полетов, о диспетчерах, о менеджерах. Но обратите внимание: мы ничего не слышим об ответственности собственников аэропорта. Как будто они тут ни при чем! Почему? Да потому что надо еще разбираться, кто на самом деле является реальным собственником. Ведь большая часть аэропортовских активов выведена в офшоры и управляется оттуда. И не в этом ли обстоятельстве корень многих проблем, которые сегодня вылезают наружу в связи с грубейшими нарушениями норм безопасности полетов? Собственность - это не только возможность стричь купоны, это еще и ответственность. Но чтобы это было так: все должно быть честно и открыто, в том числе имена владельцев и структура собственности.
Один из аргументов апологетов офшорной экономики заключается в том, что любые ограничения в этой сфере, дескать, чреваты уменьшением объемов иностранных инвестиций, приходящих в страну. Но когда узнаешь, что в лидеры по "иностранным инвестициям" в Россию выбиваются какие-нибудь Виргинские острова или, скажем, Кипр, то лукавость всех этих либерально-монетаристских баек становится очевидной. Зачем наводить тень на плетень? Понятно, что никакие это не иностранные вложения, а деньги, которые хитроумно уведены от налогообложения в России, а затем возвращающиеся в нашу страну в виде спекулятивного или "отмытого" капитала.
Чем все эти "офшорные игры" могут закончиться, наглядно показали события марта 2013 г., связанные с долговым и финансовым кризисом на том же Кипре. Паралич тамошней банковской системы привел к большим денежным потерям многих российских компаний и физических лиц. Это был первый звоночек. Сейчас же, можно сказать, звучат уже не звоночки. Звучит оглушительный набат тревоги, возвещающий, что всю эту офшорную вакханалию надо как можно быстрее заканчивать и начинать возвращать капиталы в Россию. Их растекание по зарубежным "налоговым убежищам" делают нашу экономику слишком уязвимой. Опасно уязвимой!
Вот почему мы готовы приветствовать любые попытки создать эффективные антиофшорные "правила игры". Законопроект, который на днях внесен в Госдуму, представляет собой пакет поправок в Налоговый кодекс РФ и позитивен целым рядом моментов. Создается довольно четкий понятийный аппарат: вводятся понятия "контролирующее лицо", "контролируемая иностранная компания". Создается механизм, обязывающий этих самых "контролирующих лиц" (а иными словами - владельцев офшорных компаний) становиться на учет в налоговых органах России. При этом уже в первый год действия закона те, чья доля участия в "контролируемых иностранных" компаниях составляет свыше 50 процентов, будут обязаны уплачивать налоги в российскую казну по нашим российским нормам. А на следующий год этот круг налогоплательщиков предусмотрено расширить за счет установления "порога владения" уже в 25 процентов. Очень важно, что местом фактического управления "контролируемой компанией" должна быть Россия. Не где-то "за семью морями", а именно здесь должны находиться ее исполнительные органы, здесь должны проводиться заседания совета директоров и т.д.
Несмотря на то, что сегодня в Госдуме сложилась консолидированная позиция депутатского корпуса в отношении данного законопроекта, отнюдь нельзя исключать каких-то подковерных интриг. Уж очень крупные денежные интересы затрагиваются. Но дело нашей чести - сделать все возможное для того, чтобы этот, по сути, первый "антиофшорный закон" никому не удалось замотать, размыть, выхолостить, и чтобы он был принят как можно скорее. Вполне реально принять его в ускоренном режиме с тем, чтобы все новации заработали уже с 1 января 2015 года. Время не терпит!
Вместе с тем подчеркну: мы в партии "Справедливая Россия" рассматриваем данное законодательное решение только как первый шаг в борьбе офшорными схемами. За ним обязательно должны последовать следующие. Потому что прописать обязанность владельцев офшоров регистрироваться в наших налоговых органах и платить налоги - это только полдела. Уже сейчас несложно спрогнозировать, что найдутся хитрованы, которые все равно примутся искать обходные пути и лазейки. Все равно станут тем или иным способом выводить капиталы за рубеж и прятать информацию о них в офшорных юрисдикциях. А ведь офшоры в мире существуют всякие, в том числе такие, которые не торопятся заключать соглашения с нашей страной о раскрытии информации. Поэтому очень важно подходить к решению данных проблем с разных сторон. В том числе - выстраивать такую систему мер, при которой ведение офшорного бизнеса в России в принципе становилось бы невыгодным. Чтобы это было себе дороже. У "Справедливой России" на этот счет давно наработан целый ряд конкретных идей и предложений. Мы, в частности, предлагаем лишить офшорные фирмы всех налоговых льгот и государственных заказов. Весьма полезным, на наш взгляд, было бы установление режима уплаты налогов по месту производства товара или услуги. Ну и наконец, самой простой, но и самой действенной мерой могло бы стать введение 20-процентного налога на вывоз капитала за рубеж.
И не надо нас пугать, что якобы из-за этого иностранные инвесторы побегут из России. Если кто и побежит, так это откровенные спекулянты, которые приходят в нашу страну только для того, чтобы по-быстрому хапнуть куш пожирнее и свалить. Ну и попутного им ветра! Но вот те иностранные бизнесмены, которые связывают с Россией долговременные планы, кто по-серьезному вкладывается в различные проекты на нашей территории, локализует здесь свои производства, приносит технологии, создает рабочие места, тот никуда не убежит, ибо прекрасно понимает всю выгодность и перспективность российского рынка.
Я убежден: нет никаких серьезных экономических обоснований для того, чтобы тормозить процесс деофшоризации. Деофшоризация - это в сущности очищение, я бы сказал, гигиена экономики. Честному бизнесу она только на руку. Ибо речь ведь помимо прочего идет о прозрачности бизнес-среды, о более равных и справедливых условиях конкуренции, об утверждении истинных ценностей свободы предпринимательства. Конечно, речь идет и о социальной ответственности бизнеса, о служении интересам Родины в конце концов!
Надо осознать: дело зашло слишком далеко. Россия по рукам и по ногам повязана бесчисленными переплетениями офшорных схем, и в итоге более 70 процентов российских производственных активов принадлежит фирмам, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях. Пока не поздно, надо переламывать ситуацию. Надо решительно рвать эти путы, угрожающие перспективам развития страны, экономическому суверенитету и национальной безопасности.