18.11.2014 00:07
Культура

В прокат вышла драма Ксавье Долана "Мамочка"

На экраны вышел фильм Каннского лауреата Ксавье Долана
Текст:  Анастасия Рогова
Российская газета - Федеральный выпуск: №262 (6534)
Ксавье Долан, в свои двадцать пять лет снискавший славу киновундеркинда, отмеченный наградами Каннского фестиваля и выдвигавшийся на Оскар, на этот раз решил затронуть проблему отцов и детей. Вернее, матерей, которые вынуждены решать эту детско-родительскую проблему без отцов.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Мамочка"

Когда молодость уходит, становится страшно. Особенно женщине, особенно матери-одиночке. Диана осталась вдовой, без денег и жилья, зато с сыном, у которого куча диагнозов и нестабильное психическое состояние. В переходном возрасте все дети превращаются в нигилистов, создающих проблемы себе и окружающим, но Стив - это сублимированный бунт против социума. Тормоза и инстинкт самосохранения у него отсутствуют. Есть только болезненная любовь к матери - любовь ребенка, которому всю жизнь не хватало материнской ласки и который отчаянно продолжает цепляться за ту, что ближе, чем любая женщина.

Квентин Тарантино заявил о желании покинуть кино

Диану играет Энни Дорвал, а Стива - Антуан-Оливье Пилон. Контраст пары разительный: жгучая брюнетка Диана, которая носит джинсы со стразами и высоченные каблуки, живет одним днем и отчаянно строит из себя юную куклу Барби, и Стив - блондин, психопат и, несмотря на возраст, настоящий мужчина. У нее все в прошлом, у него - в будущем. В Стиве словно сконцентрировались все основные качества молодости: безрассудство, нежелание лицемерить даже ради собственной выгоды, стремление защищать свою женщину (которой для него является Диана) и, главное, интуитивное стремление к свободе. Полной, неограниченной, как синее, пронизанное солнцем, небо.

Но контраст - внешний, потому что мать и сын вылеплены по одному образцу. Стив - зеркальное отражение Дианы, ее продолжение, все собранные воедино ее достоинства и недостатки. Все ее невоплощенные мечты, несбывшиеся надежды, нереализованные планы. Долан сознательно подчеркивает контраст героев - Диана всегда во мраке, в тени, а Стив в каждом кадре словно светится от волшебного сияния молодости. Потрясающе красивые сцены танцев и драк, в которых Антуан Пилон словно не играет, а живет, настолько естественным выглядит его герой.

Фильм идет 138 минут, и в каждом кадре - или прозрачная, солнечная любовь, или удушливое, беспросветное отчаяние. То отчаяние, которое прячется в глазах Дианы - за вульгарной подводкой и наигранным весельем. Она прекрасно понимает, что загнала и себя, и сына в тупик: серую размеренную жизнь, где надо все делать по расписанию, стоять в очереди на автобус, принимать ухаживания престарелых ловеласов и изображать из себя "нормальную" мамочку.

Леонардо ДиКаприо отмечает 40-летие

Так живут миллионы благополучных с виду семей, но потом вдруг всплывают страшные трагедии, разворачивающиеся за закрытыми дверями. Фильм "Мамочка" - тщательный анализ букета острых социальных проблем. Почему людям так тяжело быть нормальными? Откуда в благополучном обществе, где даже чихнуть не в том месте нельзя, чтобы не выписали штраф, вдруг берутся маньяки и самоубийцы? Диана оказывается один на один с обществом, которому она не нужна. Ей хватило бы сил защитить и себя, и Стива, если бы сам Стив так категорично не отвергал ее помощь. Умение идти на компромисс приходит с возрастом - постепенно, по частям, чем дальше, тем легче. Врать себе тяжело только в первый раз.

Долан через экран говорит со зрителями о том, что обществу не нужны слишком яркие, неординарные, не вписывающиеся в рамки личности. О том, насколько призрачны границы свободы выбора и закона, который призван эту свободу защищать. Система не защищает тех, кто не живет ее правилам - она их перемалывает. Безжалостно и бесповоротно. Рай только для тех, кто согласен всю жизнь поститься, а в ад приводят не только благие намерения, но и чрезмерная любовь. Долан, лишив своего героя умения идти на компромисс, напомнил всем, почему гении и безумцы всегда заканчивают одинаково. Фильм несколько затянут, но концовка искупает все: внутреннее стремление человека к свободе, к врожденному чувству справедливости окончательно сломать, исправить и задушить все равно нельзя.

Мировое кино