20.11.2014 00:51
Власть

Пилипенко: Квалификация многих юрконсультантов вызывает сомнения

Представлять интересы граждан в суде смогут только адвокаты
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №265 (6537)
Совет Федеральной палаты адвокатов в ближайшее время направит в Министерство юстиции РФ предложения по реформированию системы оказания юридических услуг в стране. Как сообщил первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, новые подходы должны защитить граждан от неквалифицированных помощников в судебных спорах.
Читать на сайте RG.RU

В подготовленных предложениях ставится вопрос о введении так называемой "адвокатской монополии", когда гражданин сможет нанять для защиты своих интересов в суде только адвоката. Не боитесь подставиться под огонь критики?

Юрий Пилипенко: И да и нет. Мы используем в своих предложениях термин "исключительное право на судебное представительство", потому что слово "монополия" в эмоциональном плане у людей часто вызывает отторжение. Хотя, с другой стороны, никто не возражает, например, против монополии кардиологов на лечение сердечных недугов, по сравнению с врачами общей практики.

68 тысяч человек имеют действующий статус адвоката. Еще 4,5 тысячи адвокатов зарегистрированы в региональных реестрах с приостановленным статусом. В итоге всего по состоянию на конец 2013 г. в России насчитывается 72 647 адвокатов. По данным ФПА РФ

Собственно, о том и речь. Только другими словами. А как быть людям, у которых нет денег на адвоката?

Юрий Пилипенко: Принципиальный момент: наши предложения не закрывают дорогу в суды гражданам, которые желают защищать себя сами. В некоторых странах, кстати, даже иск в суд нельзя подать самостоятельно, минуя адвоката. Мы такого жесткого варианта даже не предполагаем. Кроме того, можно будет родных, друзей, просто соседей попросить помочь - прийти в суд по знакомству, что-то подсказать. Ограничения должны распространяться исключительно на профессиональное представительство, когда человек нанимает кого-либо на платной договорной основе.

Константин Корсик: Нотариат понизит тарифы при сделках с недвижимостью

Но давайте говорить прямо: редкий человек пойдет сам себя защищать. Чем же плохи обычные юридические консультанты?

Юрий Пилипенко: Сегодня быть судебными представителями могут все, в том числе люди без юридического образования, иногда вообще без высшего образования. Даже человек с непогашенной судимостью на основе доверенности может представлять интересы граждан и юридических лиц. Это дикое поле, где царит "махновщина". Конечно, в сфере оказания юридических услуг есть и значительное число достойных специалистов, не имеющих адвокатского статуса. Я со многими из них знаком. Но уровень квалификации большей части консультантов вызывает обоснованные сомнения.

Во многих организациях работают штатные юристы. Они говорят: зачем организации нанимать адвоката, когда в штате есть свой профессионал, чья квалификация фирму устраивает?

Юрий Пилипенко: Корпоративные юристы смогут самостоятельно представлять в суде интересы своих организаций. В этом состоит наша принципиальная позиция.

Смогут ли юридические консультанты стать адвокатами?

Юрий Пилипенко: Мы не против, чтобы они стали адвокатами, более того, мы в этом серьезно заинтересованы. Сейчас обсуждаются механизмы объединения всех юридических консультантов, осуществляющих профессиональное представительство в судах, на базе адвокатуры. Детали еще прорабатываются, но уже есть принципиальное понимание: необходим переходный период. После введения исключительного права адвокатов на профессиональное представительство в суде должен быть установлен переходный период от полугода до года (конкретный срок еще обсуждается) для объединения практикующих юристов на базе адвокатской корпорации.

Павел Крашенинников: Нужно запретить бесконечную правку законов

В течение этого времени юристы, имеющие стаж пять лет и более, будут сдавать упрощенные экзамены в адвокатуру. Кандидатам предложат пройти письменное тестирование на знание двух нормативных правовых актов: закона об адвокатуре и кодекса профессиональной этики адвоката. Остальным юристам, чей стаж меньше, придется сдавать экзамены на общих основаниях.

Еще одна резонансная тема: законопроект минюста об адвокатском запросе, который сейчас обсуждается. Как к нему относитесь?

Юрий Пилипенко: В целом положительно.

Полностью положительно?

Юрий Пилипенко: Обсуждение законопроекта прошло в региональных адвокатских палатах. В Федеральной палате адвокатов создана рабочая группа. Она представит Совету ФПА замечания на законопроект, и 21 ноября Совет определит свою позицию. Решение проблем, связанных с адвокатским запросом, очень важно для нас. Сегодня адвокат часто оказывается безоружной стороной в деле, потому что сталкивается с трудностями в сборе информации, которая необходима ему для оказания качественной юридической помощи доверителю. При советской власти, кстати, институт адвокатского запроса хорошо работал. Адвокат чувствовал себя комфортно, так как знал, что, обратившись в тот или иной орган, обязательно получит ответ по существу.

Тот же законопроект предлагает создать в адвокатуре комиссию по этике и стандартам, которая будет наделена самыми широкими полномочиями вплоть до пересмотра некоторых дисциплинарных дел в отношении адвокатов. Как вам такая идея?

Сергей Калашников: Самооборона не должна иметь ограничений

Юрий Пилипенко: Мы эту идею обсуждали давно, несколько лет назад. Практика показывает, что есть вопросы, которые требуют реагирования со стороны ФПА. Сейчас нашу идею воспринял минюст. Однако серьезного осмысления требуют те полномочия, которые предлагается предоставить этой комиссии в соответствии с данным законопроектом. Например, вызывает большие, не лишенные оснований сомнения право этой комиссии пересматривать персональные дела, по которым уже были вынесены решения в регионах. Проблемы этики и стандартов оказания юридической помощи являются кардинально важными для адвокатуры. С моей точки зрения, решение таких вопросов не может оставаться только на уровне региональных палат. Федеральная палата адвокатов имеет право на собственную компетенцию в области применения положений Кодекса профессиональной этики. К ней должны относиться, как минимум, анализ и систематизация практики применения положений кодекса. Наверное, настало время нам подумать и о разработке определенных стандартов юридической помощи, оказываемой адвокатами, в разных отраслях права.

Надеюсь, Федеральная палата адвокатов и Минюст России найдут общие подходы к созданию органа, который будет заниматься разрешением этих проблем.

Кстати

В этом году было торжественно отмечено 150-летие со дня создания российской адвокатуры. Точка отсчета берется от судебной реформы 1864 года, проведенной Александром II. В ее рамках был создан институт присяжных поверенных.

Ключевой вопрос

Скептики опасаются, что после того как будут введены ограничения на судебное представительство, адвокатские тарифы взлетят до небес.

Юрий Пилипенко: Никакого увеличения стоимости услуг быть не может в принципе. Более конкурентной профессии, чем адвокатура, по-моему, не существует, потому что юридическую помощь оказывают непосредственно сами адвокаты. Адвокат - очень автономная профессия. У нас даже картельный сговор невозможен. Сейчас в стране примерно 72 тысячи адвокатов. Количество лиц без адвокатского статуса, оказывающих юридические консультационные услуги, никому не известно. По нашим оценкам, их примерно столько же, сколько адвокатов. Когда мы объединимся, число людей, оказывающих юридическую помощь, уменьшится ненамного. А конкуренция внутри профессии гарантирует отсутствие любой возможности для искусственного повышения цены.

Судебная система