Сейчас все не так. Что именно изменилось, попробуем популярно объяснить.
1. Ответы на многие вопросы можно получить, не выходя из дома и не обивая пороги учреждения. Как рассказал руководитель службы Донреестра Константин Мищенко, специалисты систематизировали по определенной схеме все вопросы, возникающие у граждан, и подготовили на них исчерпывающие ответы. Вся информация выложена на сайте donreestr.ru. Это неофициальный сайт, он создан исключительно для общения с гражданами интерактивным способом. Если ответ не найден - открыт форум, где каждый заявитель может задать вопрос дежурному регистратору. - Мы не всегда чувствуем себя комфортно на этом форуме, потому что люди порой задают неудобные вопросы. Но мы на них отвечаем и стараемся использовать жалобы как раз для того, чтобы повысить качество нашей услуги, - признался Мищенко.
2. В октябре на сайте появился конструктор договора дарения квартиры. Обычно при оформлении сделки купли-продажи человек ищет специалиста, который умеет правильно составить договор. Теперь такой договор есть на сайте. Для того чтобы люди не скапливались в офисах приема, а на домашнем компьютере подготовили все нужные бумаги заранее. В типовой договор достаточно внести данные обеих сторон, участвующих в сделке. При этом посетитель регистрируется на сайте. Потом, когда он приходит на прием с уже оформленным в виртуальном офисе договором, срок оформления регистрации для него сокращается в четыре раза. Ведь пребывание заявителя в офисе приема не должно превышать 15 минут. В ближайшее время на сайте появятся и другие конструкторы договоров для заключения сделки в простой письменной форме. Пока эта услуга предоставляется жителям Ростова, но скоро распространится и по всей области.
3. Ликвидированы ненужные процессы, сокращены сроки выполнения всех действий регистраторов. Ведь, по убеждению Мищенко, стояние в очереди как минимум унижает человеческое достоинство. Теперь оформить материнский капитал можно за один день, а не за месяц, как раньше. Также за один день регистрируется право на наследство, на муниципальную и государственную аренду, оперативное управление, все сделки, связанные с госимуществом и землей. Кстати, такое сокращение сроков позволит ускорить поступление платежей в бюджеты. Ведь обязательство по оплате арендных платежей возникает с момента госрегистрации договора. То, что срок регистрации сокращен на целый месяц, означает, что этот месяц засчитывается в бюджет. Сокращена до трех-пяти дней госрегистрация ипотеки жилья и регистрация договоров долевого участия.
4. Такая оптимизация труда меняет привычный график госрегистраторов. Теперь все архивные документы, которые существовали в бумажном виде и в больших сумках переносились работниками из одного здания в другое, сканируются и передаются с электронными и цифровыми подписями.
5. Следующий этап в деле регистрации прав - отработка порядка взаимодействия с органами госвласти. Сейчас на запросы службы органы власти отвечают в течение шести дней. Цель - сократить это время до 15 минут. Уже в 2015 году Росреестр должен передать МФЦ 70 процентов приема граждан. Офисы приема сокращаются, и в течение года практически все фронт-офисы ведомства будут закрыты. В конечном итоге Росреестр полностью передаст свои функции приема документов МФЦ. Это поможет уменьшить расходы на содержание аппарата. Кроме того, состояние нынешних офисов приема службы Росреестра плачевное, зачастую они находятся в старинных зданиях, памятниках архитектуры. Расходы на их ремонт неэффективны. В то же время в каждом районе открываются новые окна МФЦ, современные и комфортабельные. Поэтому услуги по приему документов на госрегистрацию прав и сделок будут предоставляться на базе МФЦ. Так, выписки ЕГРП могут выдаваться в МФЦ за 15 минут.
6. Почему с помощью карты можно оплатить покупку автомобиля, находящегося далеко за границей, но нельзя совершить куплю-продажу квартиры в городе, в котором живешь? Потому что не отлажен порядок взаимодействия между финансовыми структурами и структурами, которые могут идентифицировать личность гражданина. Теперь на сайте Росреестра открыт первый личный кабинет посетителя. У любого заявителя, имеющего электронную цифровую подпись (ЭЦП) и счет в банке для оплаты госпошлины за предоставление информации о любом объекте недвижимости, есть возможность получить услугу, не выходя из дома. В следующем году это станет доступным для каждого заявителя. Когда у заявителя будет свой электронный персонификатор (универсальная электронная карта), он получит возможность подать заявление самостоятельно.
7. Но не любой человек дружит с компьютером. У большинства пожилых людей нет навыков электронного общения. Теперь регистраторы сами могут выехать на дом по заявлению тех, кто старше 75 лет, и оформить документы за один день, если, конечно, не требуется информации смежных структур. Кстати, сегодня есть законная возможность обратиться с заявлением, чтобы сделки с имуществом совершались лишь при личном присутствии его владельца. В этом случае человеку, пришедшему в регистрационный орган с доверенностью от гражданина, написавшего такое заявление, будет отказано. Такой способ специально введен для защиты имущества граждан от мошеннических действий.