По его словам, первая задача - это докапитализация компаний, и ее решение будет зависеть от общего экономического развития страны. "Вторая - это очистка нашего рынка от тех компаний, которые пришли на рынок не для того, чтобы развивать отрасль, а для того, чтобы быстро заработать и убежать. После того как произойдет очистка рынка, на котором останутся добросовестные компании, нужно будет стимулировать отрасль к росту. Этим мы занимаемся сейчас с ЦБ, минфином и минэкономразвития, - сказал Игорь Юргенс. - В стране достаточно того, что можно страховать, но нет достаточных стимулов для того, чтобы это страхование развивать. Взять хотя бы жилье. В Советском Союзе жилье страховалось в обязательном порядке повсеместно. Сейчас ничего такого нет, исключение - Москва, где проходит удачный эксперимент по обязательному страхованию жилья. В то же время государство в случае стихийных бедствий тратит миллиарды на возмещение убытков пострадавшим. А ведь эти траты могли быть перенесены на страховщиков".
Юргенс отметил, что уровень проникновения страхования у нас очень низкий по сравнению с европейскими странами, но мы можем и должны работать над тем, чтобы страхование развивать. У нас есть компании, которые за 25 пореформенных лет встали на ноги и могут технологически это делать. Но стимулов к этому крайне мало.
Если прогнозы экономистов верны, то страна со следующего года вступает в трудный период экономической стагнации. В этом случае темпы роста страхования, имеющего некий инерционный характер, останутся в интервале 5-10%. Основная тенденция будущего года - это корректировка тарифов по ОСАГО, рост КАСКО и страхования жизни.
Впрочем, с ОСАГО еще не все ясно. "Мы провели исследование достаточности тарифа ОСАГО сегодня и отправили в ЦБ, - сообщил президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин. - По нашим данным, тарифа недостаточно на 28%. Это не считая возможных дополнительных расходов, которые появятся после того, как с 1 апреля будущего года повысятся выплаты за ущерб жизни и здоровью. Тогда тариф нужно будет увеличить на 65%".
Он также пожаловался, что страховщикам стало неудобно работать, потому что надо за 20 дней урегулировать убытки. Если они имеют дело с добросовестным страхователем, проблем нет, но зачастую им приходится иметь дело с мошенниками (10-20% обратившихся). В этом случае компании за 20 дней сложно определиться - это честная выплата или же кто-то хочет за ее счет отремонтировать свою старую машину. В Европе на это отведено 60 дней.
Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев рассказал о поправках, которые страховщики совместно с правительством подготовили в закон об ответственности владельцев особо опасных объектов: "Цель поправок - улучшение качества выплат потерпевшим. Первый блок - расширение перечня лиц, которым выплачивается возмещение ущерба в случае гибели человека. Сейчас по закону выплаты могут получить только иждивенцы. С нашей точки зрения это не совсем справедливо. Мы предлагаем выплачивать компенсации всем близким родственникам. Второй блок - это увеличение перечня тех объектов, которые должны быть застрахованы. Например, траволатор (горизонтальный эскалатор) в аэропортах, который не попал под действующий закон. Это должно быть исправлено.
Страховщики столкнулись также с тем, что по ряду аварий на шахтах десяти миллионов рублей, которые указаны в законе исходя из расчета два миллиона на каждого погибшего, недостаточно. "Сегодня есть согласованная позиция с производственниками и властными структурами о том, что должны быть увеличены страховые суммы по шахтам до 50-100 млн, в зависимости от того, какое количество народа спускается в забой. Это третий блок поправок", - сообщил Андрей Юрьев.
Поправки минфин внесет в Госдуму в декабре, они будут рассмотрены в начале следующего года.
НССО предлагает внести поправки и в закон об ответственности перевозчиков. В первую очередь это касается метрополитена, ответственность которого не регулируется сейчас законом. В год только московский метрополитен перевозит 2,5 млрд человек. "Мы считаем, что не должно быть дискриминации пассажиров метро. Они так же, как и пассажиры других видов транспорта, должны иметь страховку на случай причинения им вреда, - убежден Андрей Юрьев. - Вторая позиция, которая почему-то выпала из закона, - это перевозки некоммерческими видами транспорта. Дети, которые едут в летние лагеря, больные, которых везут в каретах "скорой помощи", не платят деньги за перевоз, они не являются коммерческими пассажирами и не имеют права на возмещение ущерба их жизни и здоровью. Перевозка таких некоммерческих пассажиров тоже должна покрываться законом. Транспортники предлагают включить в этот закон и покрытие для тех, кто работает на транспорте: водителей, кондукторов и так далее".
Кроме того, в обоих законах акцент сделан на жизнь и здоровье, а не на имущество. Этот пробел нужно тоже исправить, считают страховщики.