02.12.2014 00:41
Экономика

Эксперт: В последнее время туристический рынок России перенасыщен

Изменились правила оказания услуг по реализации туристского продукта
Текст:  Дмитрий Макаренко (генеральный директор Национальной юридической службы)
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №46 (975)
Правительство России внесло изменения в правила оказания услуг по реализации туристского продукта. Теперь примерную форму договора с туристом утверждает минкультуры. Это положение вступило в силу 29 октября 2014 года. Однако указание на то, что форма "примерная", уже стало для турфирм основанием вносить в эту форму те изменения, которые они посчитают нужными. Мера получилась не слишком эффективная.
Читать на сайте RG.RU
Где отдыхают российские туристы

Проблема несовершенства законодательства многократно усугубляется тем, что российские туристы обращаются за юридической помощью не в момент заключения договора с турагентом, а постфактум, когда неприятность уже случилась. Я неоднократно на практике сталкивался с весьма печальными примерами последствий правовой безграмотности. Зачастую проблему, которую можно было предотвратить одним телефонным звонком, приходится месяцами решать в суде.

Не устаю повторять очевидный совет: внимательно читайте договор, никогда не подписывайте документ, если в нем есть что-то непонятное или не прописаны все условия отдыха и перелета.

Завлекать туристов в Россию будет национальное рекламное агентство

Планируется внесение изменений в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ". Если они вступят в силу, туркомпании будут обязаны либо страховать свою гражданскую ответственность, либо использовать счет-эскроу. Схема заключения договора на оказание туруслуг с использованием счета-эскроу будет выглядеть следующим образом. Турист, заключая договор с туроператором, денежные средства вносит на специальный счет в банке, туроператор своими средствами обеспечивает выполнение обязательства перед клиентом (то есть попросту говоря, оплачивает его отдых), а после предоставляет доказательства качественного и полного выполнения своих услуг банку и получает денежные средства клиента. Плюс такой схемы в том, что турист в любом случае может рассчитывать на возврат суммы, которую он заплатил, независимо от имущественного положения туроператора или страховщика. Минус, на мой взгляд, заключается в существенном усложнении заключения сделки. Появляется третья сторона - банк, и это может привести к неоправданному увеличению стоимости путевок.

Туристический бизнес, по сути, бизнес посреднический. Любой человек вполне может сам выбрать страну, где ему хочется побывать, почитать про эту страну в справочниках, путеводителях, поискать в Интернете отзывы. Потом самостоятельно подобрать маршрут, оплатить отель, выбрать экскурсии, купить билеты, изучить порядок получения виз, подобрать документы, оформить анкеты... Понятно, что вместо того чтобы так утруждать себя, люди обращаются в турфирму, готовую взять на себя всю подготовку к поездке, предложить пользующийся популярностью маршрут, забронировать отель, обеспечить трансфер. Более того, зачастую тур в турфирме будет стоить дешевле, чем аналогичный, купленный самостоятельно. Так в чем же бизнес? Суть бизнеса туроператора - оптовая закупка. Выкупается блок мест в отеле на все лето (блоки бывают разные: жесткие - они дешевле, но без возможности аннулировать непроданные места и мягкие соответственно, дороже, но тут отель предоставляет возможность вернуть непроданные места). Выкупаются все билеты на самолет или заказывается чартерный рейс. Плюс к тому экскурсии с русскоговорящими гидами.

Любые законодательные ограничения, направленные на целевое использование денежных средств путешествующего, сделают туристический бизнес убыточным

Раньше такая схема действовала безукоризненно: туристическая компания обеспечивала заселение туристов в гостиницу в обмен на существенные скидки. Турист, обратившийся в тот же отель самостоятельно, платил существенно дороже. Корень сегодняшней проблемы туроператоров в том, что почти все отели постепенно переориентировались на работу с прямыми клиентами. Почти в каждом отеле есть система онлайн-бронирования, скидки и карты постоянных клиентов. Туристические агентства просто не выдержали конкуренции.

Кроме того, многочисленные интернет-порталы, позволяющие туристу самостоятельно найти и забронировать отель, устраивающий его по всем параметрам, тоже существенно усложняют работу турагентств - фирмы вынуждены снижать цены, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" подробно регламентирует обязанности туроператоров и турагентов по отношению к туристам. Но на практике возможность полностью исполнить то, что первоначально обещается отдыхающим, для туроператора напрямую зависит от политической и экономической обстановки.

Еще одна из причин массового банкротства туроператоров - волна негатива в СМИ. После новостей о первых банкротствах положительных известий о туристическом бизнесе нигде не было. В итоге у наших соотечественников был сформирован высокий уровень недоверия к российским туристическим компаниям.

Из-за роста курса валют увеличился спрос на внутренний туризм

Чтобы туристический бизнес нормально развивался, нужен постоянный приток клиентов. Деньги, которые клиент платит за свою будущую поездку, идут на оплату туров по другим направлениям и текущих платежей - оплату офиса, зарплату персонала. При этом компания рассчитывает на следующего туриста, деньгами которого можно будет оплатить билеты и отель предыдущего. Уменьшение количества туристов очень негативно сказывается и на стабильных крупных туроператорах, не говоря уже об остальных.

Если валютный курс скачет, то даже небольшие несоответствия во времени между получением денег от туриста и выплатой стоимости его путевки могут свести к нулю (если не отправить в минус) доходы компании. Понятно, что в ситуации стабильного роста курса иностранной валюты к рублю дела у туркомпаний не могут идти хорошо.

Кроме того, в последнее время произошло перенасыщение российского туристического рынка: в последние 10-15 лет появилось огромное количество организаций, занимающихся туристской деятельностью. В итоге компании даже за счет постоянного потока клиентов зачастую не могут позволить себе проиграть в деньгах, иначе - крах. При этом единственный способ борьбы с конкурентами - снижение цены.

Универсальный действенный юридический механизм, который может одновременно обеспечить защиту интересов отдыхающих и успешную работу туркомпаний, - это в известной степени миф. Любые законодательные ограничения, которые сейчас обсуждаются, направленные на целевое использование денежных средств путешествующего, сделают туристический бизнес убыточным. Или стоимость туров у туркомпаний будет выше, чем стоимость самостоятельного путешествия.

Туризм