02.12.2014 22:30
Экономика

Банкоматы будут показывать рекламу вместо снятия комиссии за услуги

Банкоматы будут показывать рекламу вместо снятия комиссии за услуги
Текст:  Василий Миронов
Российская газета - Федеральный выпуск: №275 (6547)
Комиссия за снятие наличных в банкоматах практически уходит в прошлое. Американцы предложили потребителям такую схему - посмотрел рекламу, и не платишь деньги за услугу. "РГ" выяснила у экспертов, насколько подобный метод может прижиться в России.
Читать на сайте RG.RU

Банки все активнее договариваются между собой о том, чтобы не брать комиссионных с клиентов друг друга. А снятие денег в банкомате своего банка уже давно стало бесплатным. Впрочем, невысокая обеспеченность банкоматами в России все равно остается проблемой. Когда деньги нужны срочно, а "своих" банкоматов вокруг нет, потратиться все равно придется. И суммы ощутимые.

Российские банкоматы научатся обслуживать инвалидов

В среднем комиссия за снятие наличных в "чужом" банке, если она есть, составляет примерно 1-1,5 процента от суммы. При этом зачастую минимальная стоимость операции зафиксирована в рублях. И она бывает весьма ощутимой. Даже в крупных банках она доходит до 300 рублей. А если нужно снять, например, 1000 рублей - это более 30 процентов.

В США с комиссиями все еще сложнее. Там клиент банка платит "за каждый шаг", говорят эксперты. Так что бесплатное снятие наличности даже в "своем" банкомате скорее исключение. Неудивительно, что именно американская компания придумала показывать пользователям этих устройств рекламу -- ролики продолжительностью до 10 секунд. И таким образом давать банкам заработать на ней, вместо того чтобы брать деньги с клиентов. Причем эта идея может получить распространение во всем мире, пророчат западные аналитики.

Хоть рекламодатели не будут знать всего о конкретном пользователе банкомата, все же существенную часть информации собрать будет можно. Например, данные о местоположении аппарата или объем оборота в определенное время. Это позволит сделать рекламу адресной.

В каждом почтовом отделении появится банкомат

Нельзя сказать, что банкоматы - это самый перспективный рекламный носитель для кредитных организаций на данный момент. Так что стремительное развитие эта технология в России вряд ли получит, говорит вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов.

Он указывает на ряд факторов, которые будут играть не в пользу появления рекламы на банкоматах. Прежде всего российские банки все чаще отказываются от взимания комиссий. "Комиссия как плата за удобство была распространена на раннем этапе становления российского банковского рынка. Сейчас становится все больше банковских групп, которые отходят от этого", - отмечает эксперт.

Кроме того, банкоматы из соображений безопасности часто находятся не в самых людных местах. Это снижает охват аудитории. При этом банки предпочитают рекламировать клиенту собственные продукты. А спрос со стороны сторонних рекламодателей пока не наблюдается.

ЦБ заставил банки усилить борьбу с "финансовым браконьерством"

С другой стороны, кредитные организации часто быстрее всех остальных отраслей подхватывают инновации, указывает Иванов. "Этот подход сейчас получил широкое распространение в Интернете. Финансовые и информационные каналы все больше интегрируются между собой. Так, пользователю все чаще приходится смотреть какую-то рекламу в качестве платы, чтобы получить доступ к контенту в Сети", - рассуждает он.

Так что не исключено, что реклама на банкоматах все же получит распространение и в России. В пример эксперт приводит платежные терминалы. "В крупных российских городах терминальные сети сейчас пробуют снабжать свои устройства дополнительными экранами, на которых транслируется реклама. Так они пытаются повысить доходы", - отмечает Иванов.

Этому примеру могут последовать и банки. И тут есть свои аргументы "за". Запустить рекламный ролик на банкомате технически не очень сложно. К тому же распространение банкоматов в России пока находится на относительно низком уровне. Хотя и их количество с конца 2008 года выросло более чем в три раза - к июлю нынешнего года их было почти 238 тысяч.

Андрей Житинкин: Очередь у банкомата не должна быть порядком вещей

Но абсолютное значение не дает судить об их доступности. Даже если измерять относительно всего населения. Нужно ориентироваться прежде всего на расстояние до ближайшего банкомата. Такой статистики у нас не ведется, но очевидно, что в отдельных случаях ближайший банкомат находится в десятках километров от держателя карты. Так что российским банкам будет вполне несложно навязать клиентам дополнительную рекламу, считает эксперт.

Возможен и вариант размещения дополнительных экранов на банковских терминалах. "Важно дать клиентам выбор, - говорит Олег Иванов. - Не хочешь смотреть рекламу - жмешь кнопку и платишь комиссию". При этом предсказать реакцию клиентов на такое нововведение сейчас сложно, признает он.

При этом эксперт отмечает глобальную тенденцию - банкоматы будут постепенно уходить в прошлое. "Банковские карты - это технология XX века. Сейчас проще и дешевле использовать технологии платежей через мобильные устройства. И по мере того, как в мире будет продолжать расти оборот безналичной торговли, потребность в банкоматах будет отпадать", - подытожил он.

Банки