Подобные инициативы прозвучали вчера на пленарном заседании Совета судей, прошедшем в Москве. Как сообщил Вячеслав Лебедев, сейчас собраны предложения от судей по введению упрощенных процедур, и после их обобщения в ближайшее время они будут вынесены на заседание пленума Верховного суда для разработки и внесения законопроекта в Госдуму.
Напомним, что сейчас упрощенные процедуры действуют в арбитражных процессах. При таком порядке дело решается фактически заочно: стороны письменно представляют свои аргументы, судья в тиши кабинета внимательно их изучает и решает, как быть. В смысле, выносит решение. Благодаря электронным системам, подобные процедуры для сторон полностью прозрачны. В закрытой части информационной системы арбитражей участники процесса видят все документы, относящиеся к делу, в том числе доказательства противоположной стороны. Посторонним же доступа к материалам конкретного процесса нет. Достоинство упрощенных процедур - в скорости рассмотрения. Как уверяют эксперты, справедливость при этом не страдает. Ведь сложные и неоднозначные дела рассматриваются обычным порядком. А упрощенные процедуры остаются для споров, где, как правило, все понятно заранее, и даже неправая сторона знает, что не права и проиграет.
Сейчас, по мнению Вячеслава Лебедева, упрощенный порядок может быть введен в гражданских процессах при рассмотрении дел "о взыскании денежных средств при цене иска не более 200 тысяч рублей, взыскании задолженностей по кредитным договорам и договорам займа, по требованиям, которые носят бесспорный характер и признаются ответчиком, по требованиям, основанным на нотариально установленной сделке, по спорам о начисленных, но не выплаченных зарплатах, оплате за отдых и другим выплатам".
Под заочный порядок могут попасть денежные споры. Особой сложности в них по большей части нет: если кто-то кому-то должен, то действительно надо платить. Кроме того, председатель Верховного суда считает необходимым расширить категорию гражданских дел, по которым будет обязательно соблюдение досудебной процедуры урегулирования споров. В их числе Лебедев назвал споры, связанные со страхованием, споры о детях, о разделе имущества супругов, споры, связанные с причинением вреда здоровью и имуществу, а также связанные с защитой прав потребителей.
Досудебные процедуры предусматривают, что человек, прежде чем идти в суд, обязан хотя бы выставить письменную претензию тем, на кого обижен. Порядок переговоров может быть разным: есть примирительные процедуры, третейские суды и прочее. В некоторых государственных органах созданы специальные комиссии по урегулированию споров, когда человек недоволен какими-то действиями ведомства. В коммерческих структурах есть претензионные отделы. Конечно, часто подобные службы коммерческих организаций стараются сохранить честь мундира. Трудно в этом плане разговаривать, например, с банками. Они легко могут допустить утечку важных данных клиента и глазом не повести, мол, клиент сам виноват. Однако руководители бизнес-структур, занимающие подобную позицию, просто еще не поняли, что цивилизованно вести себя с клиентом гораздо выгодней. Ничего, суды их научат. Ведь если организация не удовлетворила законную просьбу потребителя, по суду она потом заплатит ко всему прочему еще и штраф: пятьдесят процентов от взысканной суммы. После подобных неустоек высокие руководители нередко понимают, что легче договариваться по-хорошему до суда.
Еще одно прозвучавшее вчера предложение: Верховный суд предлагает сократить сроки апелляционного обжалования с 1 месяца до 15 дней и установить, что апелляционному обжалованию подлежат только мотивированные решения. Кроме того, по словам Вячеслава Лебедева, Верховный суд в ближайшее время намерен внести законопроект о переходе к электронным протоколам судебных заседаний, составленным на основе аудиозаписи. Технически суды к этому уже готовы. "Только недавно Судебный департамент поставил еще 2 тысячи комплектов оборудования", - отметил Лебедев. В целом, по его словам, в судах общей юрисдикции будут активно развиваться элементы электронного судопроизводства.