Кабина лифтовой системы, разработанная немецкой промышленной группой ThyssenKrupp, получит три степени свободы. Она сможет передвигаться не только по вертикали, но и горизонтально, доставляя пассажиров непосредственно к дверям квартир или офисов.
Беспроводной лифт движется за счет электромагнитного поля - как поезда маглев. Разветвленная система горизонтальных каналов не только поможет доставлять пассажиров в пункт назначения, но и позволит поместить в одну лифтовую шахту неограниченное число кабин - они будут объезжать друг друга по боковым путям, не затрудняя общего движения. Эффективность такого лифта как транспортной системы значительно возрастет.
"3D-лифты" уже используются на авианосцах, где доставляют запчасти и вооружение. Испытания немецкой системы Multi в реальном здании намечены на 2016 год.
Первый лифт, по свидетельству Витрувия, построил Архимед в 236 году до нашей эры. Подъемниками были оборудованы дворцы русских, британских и французских императоров. В 1854 году американский изобретатель Элиша Отис запатентовал лифтовый тормоз - уловитель, - останавливавший кабину при обрыве троса. 10 лет спустя он же представил первый электрический подъемник. Распространение лифтов сделало возможным строительство небоскребов.
К концу XX века лифты избавились от машинных отделений и противовесов. В 2003 году появились системы с двумя кабинами в одной шахте, способные перевозить на треть больше пассажиров.