Экономические связи между РФ и Японией расширяются с каждым годом. Как отметила Асако Уэно, начальник отдела по работе с Россией, Средней Азией и Кавказом МЭТП Японии, в 2013 году объемы торговли двух стран достигли исторического максимума - 34,8 миллиарда долларов (импорт вырос на 14,1 процента за счет энергоносителей, экспорт снизился на 12,5 процента из-за сокращения поставок подержанных машин). В России реализуют совместные проекты в сфере энергетики, сельского и лесного хозяйства, медицины, утилизации бытовых отходов, информационных технологий и инноваций. Часть их уже работает (автосборочное производство "Мазда Соллерс" и "Соллерс Бусан" во Владивостоке), часть находится в процессе подготовки (например, идея производства в Магаданской области водорода с экспортом его в Японию, рыбопромышленный кластер в Приморье).
Данные об японских вложениях в Россию наглядно демонстрируют тяготение этой страны именно к Дальнему Востоку и Сибири. На конец 2013 года сумма накопленных инвестиций в РФ составила около десяти миллиардов долларов, из них 90 процентов - в Дальний Восток.
- Перед нами стоят общие вызовы - сокращение населения и внутреннего рынка, отставание от глобальных трендов, высокие трудовые издержки. Мы могли бы вместе искать решение проблем. Наши экономики взаимодополняемы: вы богаты природными ресурсами, землей, сильны в фундаментальных науках, а наши преимущества - прикладные науки, энергоэффективность, передовые технологии в лесном, сельском и водном хозяйствах, - сказала Асако Уэно.
По ее мнению, главные проблемы, мешающие вести бизнес в России, это: недостатки транспортной инфраструктуры, непрозрачность налоговой политики, сложности таможенных процедур, проблемы с привлечением иностранной рабочей силы, недостаток информации об условиях ведения бизнеса.
Замглавы минвостокразвития РФ Максим Шерейкин заверил, что на Дальнем Востоке большей части этих трудностей инвесторам удастся избежать. Правительство гарантирует им на территориях опережающего развития (ТОР) налоговые льготы, устранение административных барьеров, создание за счет государства инфраструктуры, а главное, - доступ к природным богатствам (лесу, сельхозземлям, минеральному сырью) и благоприятные условия для переработки этих ресурсов. Он пообещал, что "министерство будет оперативно решать возникающие проблемы".
О том, как представляют в Стране восходящего солнца будущее Дальнего Востока РФ, рассказал сотрудник института Номура Дмитрий Туфанов.
- Наиболее перспективной является "зеленая модель" экономического развития. Япония и другие страны Азии, переживая ускоренный рост, позже столкнулись с серьезными экологическими проблемами. Ситуация позволяет региону попытаться реализовать модель ускоренного экономического роста, сделав упор на экологически чистые технологии, ведь это одна из сохранившихся природных территорий не только в России, но и в мире. Япония готова в этом помочь, - заявил эксперт.
Для построения такой экономики нужно обратить серьезное внимание на НИОКР, внедрять в промышленность экотехнологии, создавать новую эффективную логистику, выращивать экологически чистую (без ГМО) продукцию, развивать ресурсную базу и обрабатывающие отрасли промышленности с минимальным воздействием на окружающую среду.
При этом ученый подчеркнул, что, хотя инициативы развития округа ориентированы на повышение его роли в российской и мировой экономиках, все программы похожи на набор отдельных проектов, а для Востока России важен горизонт планирования на 25-30 и более лет. Это же отметили и другие выступающие из Страны восходящего солнца. По их мнению, перспектива развития ДФО за границей десяти лет неясна. Кроме того, японские эксперты замечают, что они не уверены в универсальности механизма ТОР в решении всех задач ускоренного развития.
Россияне в свою очередь сомневаются, что ставка только на "зеленую экономику" оправдана, хотя поддержали идею добычи сырья с минимальным ущербом для экологии.
Пока же перед минвостокразвития стоит "приземленная задача" - в ближайшие десять лет привлечь в экономику округа не менее 2,3 триллиона рублей инвестиций, что позволит удвоить валовой региональный продукт.
- Нам надо за два-три года обустроить 26 тысяч гектаров земли под индустриальные площадки, обеспечить их инфраструктурой и предложить инвесторам для создания экспортно-ориентированных производств. Позже мы сможем реинвестировать доходы от переработки ресурсов в повышение качества жизни в регионе, в образовательный комплекс. И вот тогда появятся реальные предпосылки для накопления ресурсов и создание технологий, коммерциализация которых позволит зарабатывать в будущем, - прокомментировал свою позицию Максим Шерейкин, отметив, что он "готов встретиться с реальными инвесторами, готовыми прийти в ТОРы с проектами "зеленой экономики".
В отношении территорий опережающего развития японских представителей больше всего интересовали сугубо практические вопросы. Как заметили они, льготы по налогам - это хорошо, а какие в дальневосточных ТОРах будут энерготарифы? Известно же, что здесь они - одни из самых высоких в стране.
- Коммунальные ресурсы будут отпускаться по ценам, которые установят субъекты РФ. Всю информацию о стоимости ресурсов мы раскроем перед инвесторами, но отмечу, что мы не готовы субсидировать киловатт-час электроэнергии (по сути, это происходит в Китае, хотя и противоречит нормам ВТО). Но мы работаем над объединением энергосистем в регионе - это ресурс для понижения стоимости киловатт-часа до уровня конкурентоспособности, - сказал замминистра.