07.12.2014 22:59
Экономика

В парках и на пляжах запретят торговать водкой

Торговлю водкой в парках и на пляжах запретят
Текст:  Василий Миронов
Российская газета - Федеральный выпуск: №279 (6551)
В ближайшие три года количество мест, где можно купить спиртное, может сократиться вдвое, прогнозируют эксперты "РГ", комментируя новые инициативы Росалкогольрегулирования.
Читать на сайте RG.RU

Если их примут, условия торговли алкоголем в России станут жестче. Ее ограничат по территории и типу продавцов.

Росалкогольрегулирование (РАР) предложило запретить продажу крепкого алкоголя "в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, пляжами". Законопроект правительственного ведомства расположен на портале regulation.gov.ru для публичного обсуждения. Оно продлится до 22 февраля 2015 года. А затем уйдет на согласование в правительство.

В России в два раза сократится число магазинов с алкоголем

В ведомстве подчеркивают, что торговать некрепким спиртным по-прежнему будет можно. Ограничение не распространится на алкоголь меньше 16,5 градуса. К индивидуальным предпринимателям (ИП) требования будут строже - им оставят только торговлю пивом, сидром, пуаре и медовухой при условии, что предприятие оформлено как общепит.

С учетом того, что в нестационарных торговых объектах (меньше 50 квадратных метров) торговля любым алкоголем и так запрещена, ограничение не коснется большого количества торговых точек, говорят эксперты. На торговлю крепким спиртным в парках, скверах и на пляжах приходятся десятые доли процента.

Эти цифры "РГ" привел председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. А по данным департамента торговли и услуг столичного правительства, на которые ссылаются в РАР, во всей Москве крепким алкоголем торгует "21 предприятие, которые находятся более чем в 60 парковых зонах". В федеральном ведомстве заметили несоответствие между запретом употребления крепкого алкоголя в таких местах и ситуацией, когда его реализация разрешена. Так что поправки можно считать техническими. "Службой проводился анализ стационарных объектов, реализующих алкоголь, в том числе в парках. Такие объекты в парках размещаются", - подчеркнул представитель ведомства Александр Куликов.

Работников аэропортов будут проверять на алкоголь и наркотики

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз согласен с тем, что в подобных местах "водка не нужна". При этом надо дать возможность создать условия для цивилизованной продажи в парках слабоалкогольных напитков - от вина и глинтвейна до пива, считает он. Недавно с подобной инициативой выступил и московский департамент культуры, активно занимающийся развитием парковых пространств.

Правда, такие меры не приведут к заметному снижению потребления спиртного, считает Дробиз. "Кому надо, тот водку и так с собой принесет", - рассуждает эксперт. По его словам, спрос на алкоголь просто переместится из парков на соседние улицы. Потребление алкоголя в стране - это некая константа, величина, не меняющаяся быстро, считает собеседник "РГ". И указывает на резкое увеличение нелегального рынка, которое следует за резким сокращением мест производства и торговли алкоголем.

Так что желаемого эффекта - уменьшения количества потребления спиртного на человека - вряд ли поможет достичь и другая мера, предлагаемая РАР, считает Вадим Дробиз. Ведомство предлагает заметно увеличить требования к уставному капиталу организаций, торгующих алкоголем.

Надо дать возможность продавать в парках слабоалкогольные напитки - от вина и глинтвейна до пива

Сейчас норма закона предполагает, что региональные власти устанавливают минимальное требование к капиталу организации - до миллиона рублей. РАР предлагает установить минимальную планку в 500 тысяч рублей для организаций, торгующих крепким спиртным. А также поднять верхнюю планку до двух миллионов рублей. Правила торговли слабым алкоголем (до 28 процентов) предлагается не менять.

Если эта мера будет принята, количество торговых точек, продающих крепкий алкоголь, сократится с нынешних 240 тысяч до 120 тысяч, подсчитал Дробиз. От этого выиграют прежде всего крупные магазины. В основном торговые сети, уверен эксперт.

Товары и цены Росалкогольрегулирование