08.12.2014 15:58
Общество

В Пятигорске журналисты обсудили, как улучшить имидж Кавказа

Текст:  Елена Брежицкая (Ставропольский край)
II форум СМИ Северного Кавказа, который завершился в столице округа, прошел под девизом "Открытый взгляд на Кавказ".
Читать на сайте RG.RU

Как переломить негативные стереотипы о Северном Кавказе, сформированные за последние годы некоторыми СМИ, тиражирующими в первую очередь "горячую" информацию, а не объективную картину жизни региона? Как сформировать позитивный "кавказский" контент, который был бы интересен всей стране? Эти вопросы в течение трех дней обсуждали журналисты округа вместе с представителями федеральных и региональных властей, бизнеса. В пленарном заседании на тему "Реальность и ее отражение в СМИ" приняли участие вице-премьер Александр Хлопонин, полпред президента в СКФО Сергей Меликов, глава министерства РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, главы регионов округа.

К слову, первый форум северокавказских СМИ в прошлом году собрал 290 участников из 103 средств массовой информации региона.

Форум, который в этом году получил статус международного, собрал более 700 журналистов, редакторов, экспертов и представителей власти и бизнеса России, Абхазии, Азербайджана, Армении, Грузии и Южной Осетии. В первый день делегаты посетили всесезонный туркомплекс Архыз в Карачаево-Черкесии, а затем переехали в Пятигорск, где прошли основные мероприятия.

В Пятигорске прошел первый форум СМИ Северного Кавказа

Позитивный тренд

В Архызе гости посмотрели, как работают на горнолыжной трассе системы искусственного оснежения, и поговорили о реализации туристического потенциала Северного Кавказа. Кавказские горнолыжные курорты отлично оборудованы и доступны по цене. Но большинство потенциальных туристов об этом не знает - кроме репортажей про спецоперации по ликвидации боевиков о Северном Кавказе в медийном поле практически ничего и нет. Хотя на самом деле о курорах региона есть что рассказать - и туризм может стать драйвером экономического развития округа.

А в это время в Пятигорске полным ходом шел монтаж выставочных зон делегаций. Каждый из семи регионов округа постарался максимально представить свои информационные проекты и медиа-ресурсы - площадь выставки заняла 400 квадратных метров.

Стенд Чечни, к примеру, привлекал внимание двумя башнями, украшающими проход к экспозиции. На большом экране демонстрировалась видео-презентация медиа-ресурсов республики: семь газет, четыре журнала, два телеканала и два информационных агентства. Огромный интерес у посетителей вызвали квадрокоптеры для видео-и фотосъемки - такое оборудование для Северного Кавказа пока еще в новинку. Радиоуправляемые аппараты позволяют производить аэросъемки в горной местности и делать уникальные кадры с высоты птичьего полета.

На стенде Кабардино-Балкарии были представлены красочные печатные издания для детей "Нур" и "Нюр", презентовали их гостям юные танцоры из ансамбля "Нальцук" в национальных костюмах. Главной гордостью стенда Ставропольского края стали исторические экспонаты: фотография с первого эфира ГТРК "Ставрополье", который прошел 55 лет назад, раритетная видеокамера, выпуски первых газет.

Также в рамках форума прошло награждение победителей интернет-премии "Прометей" и премии "МедиаКавказ".

Представители федеральных массмедиа провели круглые столы и мастер-классы для "телевизионщиков", "газетчиков" и блогеров. Самое важное в таких встречах - это возможность свободного диалога между  коллегами. Журналисты из других регионов имеют возможность узнать, чем реально живет округ, а репортеры местных СМИ - понять, какие позитивные новости могут быть востребованы в общероссийском медийном пространстве.

По сравнению с прошлым годом новости о Северном Кавказе "сдвинулись" в сторону позитива на 10-15 процентов, считает директор Центра современной кавказской политики "Кавказ" Игорь Сопов. Эксперты для исследования взяли статьи и заметки основных федеральных и региональных информагентств, газет в интернете, проследив, как формируются темы публикаций, что из них больше всего интересует читателей.

- Нам еще долго придется освобождаться от негативного образа Северного Кавказа, который был создан за последние 10 лет, когда все, что было связано с этим регионом, зачастую формировалось по принципу, что эта территория, где происходят чрезвычайные ситуации. - говорит Сопов. - К примеру, большинство фотографий, иллюстрирующих негативные новости о Северном Кавказе, 10-15-летней давности.

В Казани обсудили развитие национальных СМИ

Однако, по его словам, тенденция изменилась, потому что республики округа, которые стали стабильно развиваться, дают позитивные новости.

Этика для новостей

Главным событием форума стало пленарное заседание на тему "Реальность и ее отражение в СМИ". Модераторами стали журналисты ВГТРК Максим Киселев и Дмитрий Щугорев.

Минутой молчания почтили собравшиеся память сотрудников полиции, погибших во время контртеррористической операции в Грозном. До этого самые добрые  и средечные слова поддержки от коллег услышали чеченские журналисты, оставшиеся без своего "дома" - пострадавший в ходе спецоперации республиканский Дом печати для них действительно был вторым домом. И на пленарном заседании прозвучало предложение главам регионов выделить средства и помочь его восстановить.

Модераторы представили последние данные опроса по Кавказу, задав направление дискуссии - 43  процента россиян оценивают обстановку на Северном Кавказе в целом как спокойную из них 18 - позитивно, но остальные 57 процентов так и не избавились от негативных стереотипов. Можно ли этих людей переубедить?

Дело в том, что на Северном Кавказе не хватает событийных мероприятий федерального масштаба, которые были бы интересны жителям России, считает вице-премьер Александр Хлопонин. И нельзя обвинять СМИ в том, что они выдают в информационное пространство только негатив - позитивный контент нужно создавать - и журналистам, и органам власти, и представителям бизнеса.

- Необходимо все наши усилия направлять на создание событийных мероприятий федерального масштаба, которые будут интересны всем, - подчеркнул он. - В идеале интересные события должны проходить в ежемесячном режиме - это позволит обеспечить представителей журналистского цеха нужным объемом позитивных поводов. Очень приятно, что наши региональные средства массовой информации начали все активнее между собой коммуницировать. Ведь еще год назад мы говорили о том, что даже граничащие друг с другом республики порой не знают о том, что происходит на соседней территории.

Власти на местах должны подумать - а что есть в регионе такого, чего нет в стране, а может быть и во всем мире? Надо создавать такие темы и форматы, которых больше нет нигде и на которые было бы интересно приехать и посмотреть, считает Хлопонин. И это должны быть не только какие-то исторические достопримечательности или древние обычаи, а интересные темы дня сегодняшнего. А СМИ - это инструментарий, который при наличии таких тем должен быть задействован.

Актуальный вопрос - это вопрос доверия не только между СМИ и властью, а вопрос доверия граждан и власти и СМИ, считает полпред президента Сергей Меликов.

- Чтобы достучаться до наших сограждан, донести до них объективную информацию о том, чем сегодня живет Кавказ, недостаточно будет создать набор новых передач и средств массовой информации. Сами по себе новые медийные продукты не сработают, если модернизировать всю систему взаимоотношений между властью, обществом и СМИ.

По мнению Меликова, такая модернизация должна осуществляться с двух сторон. Органы государственной власти должны учиться быть более открытыми для граждан и для журналистов как наиболее активной части общества. Нужно и на окружном уровне, и в регионах,и в муниципалитетах открывать новые возможности для общественного контроля работы институтов управления.

- Если мы хотим чтобы нам доверяли, давайте покажем людям, что нам нечего скрывать, - заявил полпред, - что в наших кабинетах не реализуются "серые" схемы, что кадровые назначения не связаны с корыстными интересами или родственными связями, что обращения граждан не "замыливаются", а полноценно отрабатываются и при необходимости становятся достоянием общественности.

Однако со стороны общества и со стороны медийного цеха тоже должно быть движение навстречу. Нужно сильное и сплоченное журналистское сообщество и при всех объективных факторах внутренней конкуренции или личного преуспевания, нужно чтобы у всех работников пера оставались общие ценности - патриотизм, служение Отечеству, межнациональный мир и добрососедство.

- Логично предположить, что журналистское сообщество само постепенно должно избавляться и от бездарей, и от откровенных врунов, замещая их ответственными профессионалами, - резюмировал Меликов.

Он выразил готовность поддержать процессы самоорганизации медийного сообщества на Северном Кавказе и новые методы его поощрения. Одобрена инициатива Ассоциации СМИ Северного Кавказа по созданию грантового конкурса для журналистов, системно освещающих процессы, происходящие в регионах округа. Положение стипендиальной программы будет опубликовано в декабре.

Министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов подчеркнул уникальность потенциала регионов округа. Сегодня важно вывести информацию о конкурентных преимуществах субъектов СКФО в общероссийское медийное пространство, показав набор ярких "историй успеха" - это станет существенным стимулом для дальнейшего развития округа, считает он. Глава Минкавказа РФ предложил журналистам помочь "отфильтровать" сомнительные и утопические проекты на Северном Кавказе. Такие проекты - тоже повод для негативных новостей, и от них нужно уходить в пользу реальных, конкретных, выполнимых экономических проектов.

Главы регионов СКФО в своих выступлениях говорили о том, что в федеральной прессе по-прежнему доминирует "презумпция кавказской виновности" и главные здешние темы - коррупция, терроризм, кумовство. Жаловались на нехватку профессиональных кадров на местах и на однобокое восприятие тех или иных событий. Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров привел пример нашумевшей массовой драки в больнице Минвод, которой многие массмедиа тут же "поспешили придать национальную окраску".

Представители СМИ согласились, что медиа-сообществу следует больше внимания уделять этическим нормам при освещении событий и вместе с властями подумать над созданием позитивного новостного контента. Руководитель Ассоциации СМИ Северного Кавказа, директор ГТРК "Ставрополье" Илья Канавин даже предложил довольно необычный новостной повод- внести танец лезгинку в список мировых ценностей "ЮНЕСКО". Идея вызвала поддержку и аплодисменты присутствующих.

II форум СМИ стал одним из самых масштабных событий на Северном Кавказе за последнее время, отмечают эксперты. На мероприятии побывали известные журналисты, а пленарное заседание в прямом эфире могли увидеть зрители телеканала "Россия-24", одновременно оно транслировалось и на интернет-канале.

СМИ и соцсети Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Северная Осетия Ставропольский край Чеченская Республика Юг России Кубань. Северный Кавказ