Старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли консалтингового холдинга PWC Сергей Литвиненко отметил, что сегодня из 100 крупнейших их производителей 93 находятся в ЕС, США и Японии. Российских в этой сотне - ни одного. На рынке выживет только тот, кто сможет соответствовать ключевому требованию автоиндустрии - снижать отпускные цены на продукцию без потери качества и уровня сервиса поставок, сохраняя при этом средства на технологическое развитие. Последнее является другой неотъемлемой частью конкурентоспособности производителей комплектующих - самостоятельно вести изыскания, разработки и внедрять передовые технологии. Сегодня требования автопроизводителей к поставщикам касаются не только отдельных деталей, но и платформ, на базе которых создаются целые семейства автомобилей.
Руководитель направления "Автомобильная промышленность в России и СНГ" консалтинговой компании Roland Berger Эдуард Черкин отметил ряд характерных особенностей российского автопрома и индустрии автокомпонентов, снижающих их конкурентность. Это относительно низкие объемы продаж на внутреннем рынке. При этом экспорт ограничен в основном странами СНГ, что не позволяет серьезно расширять объемы производства. Разница в импортных пошлинах между автомобилями в сборке и комплектующими сократится с 25% в 2014 году до 8% в 2020-м, что увеличит привлекательность импорта. Таким образом, к 2020 году ряд производителей комплектующих может вообще прекратить работу в России.
Залогом выживания отечественной отрасли комплектующих, подчеркнул заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженкин, может стать высокое качество производимой продукции, ее соответствие международным стандартам. Важными факторами являются и умение управлять складскими запасами, поставлять продукцию малыми партиями. Наконец, продукция должна иметь ценовое преимущество перед зарубежной. "Нашим поставщикам компонентов уже не обойтись без государственной поддержки, - сообщил эксперт "РГБ". - Ее основные механизмы - субсидирование процентных ставок по кредитам на закупки нового оборудования, его лизинга. Нужна и структурная поддержка создания региональных центров кластерного развития, технопарков, бизнес-инкубаторов, инжиниринга, экспорта".
Гендиректор компании "Автотор" Александр Сорокин отметил, что сегодня основную массу производства составляют технологически простые компоненты с низкой добавленной стоимостью. Характерно и низкое качество продукции: международный сертификат качества ISO/TS 16949 имеют лишь 15% наших предприятий. Производства обладают узкой специализацией без возможности быстро и гибко реагировать на реальные запросы рынка. "Решениями этих проблем могут стать федеральные и региональные привилегии для производителей компонентов, унификация их производства, локализация ресурсной базы, расширение производства на уже имеющихся мощностях", - добавил он.