В России упадет спрос на комплектующие для автомобилей
Старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли консалтингового холдинга PWC Сергей Литвиненко отметил, что сегодня из 100 крупнейших их производителей 93 находятся в ЕС, США и Японии. Российских в этой сотне - ни одного. На рынке выживет только тот, кто сможет соответствовать ключевому требованию автоиндустрии - снижать отпускные цены на продукцию без потери качества и уровня сервиса поставок, сохраняя при этом средства на технологическое развитие. Последнее является другой неотъемлемой частью конкурентоспособности производителей комплектующих - самостоятельно вести изыскания, разработки и внедрять передовые технологии. Сегодня требования автопроизводителей к поставщикам касаются не только отдельных деталей, но и платформ, на базе которых создаются целые семейства автомобилей.
Руководитель направления "Автомобильная промышленность в России и СНГ" консалтинговой компании Roland Berger Эдуард Черкин отметил ряд характерных особенностей российского автопрома и индустрии автокомпонентов, снижающих их конкурентность. Это относительно низкие объемы продаж на внутреннем рынке. При этом экспорт ограничен в основном странами СНГ, что не позволяет серьезно расширять объемы производства. Разница в импортных пошлинах между автомобилями в сборке и комплектующими сократится с 25% в 2014 году до 8% в 2020-м, что увеличит привлекательность импорта. Таким образом, к 2020 году ряд производителей комплектующих может вообще прекратить работу в России.
Залогом выживания отечественной отрасли комплектующих, подчеркнул заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженкин, может стать высокое качество производимой продукции, ее соответствие международным стандартам. Важными факторами являются и умение управлять складскими запасами, поставлять продукцию малыми партиями. Наконец, продукция должна иметь ценовое преимущество перед зарубежной. "Нашим поставщикам компонентов уже не обойтись без государственной поддержки, - сообщил эксперт "РГБ". - Ее основные механизмы - субсидирование процентных ставок по кредитам на закупки нового оборудования, его лизинга. Нужна и структурная поддержка создания региональных центров кластерного развития, технопарков, бизнес-инкубаторов, инжиниринга, экспорта".
Гендиректор компании "Автотор" Александр Сорокин отметил, что сегодня основную массу производства составляют технологически простые компоненты с низкой добавленной стоимостью. Характерно и низкое качество продукции: международный сертификат качества ISO/TS 16949 имеют лишь 15% наших предприятий. Производства обладают узкой специализацией без возможности быстро и гибко реагировать на реальные запросы рынка. "Решениями этих проблем могут стать федеральные и региональные привилегии для производителей компонентов, унификация их производства, локализация ресурсной базы, расширение производства на уже имеющихся мощностях", - добавил он.