Ситуация в IT не катастрофична. Ряд отечественных разработчиков, в частности, "Лаборатория Касперского", являются производителем конкурентоспособного программного обеспечения мирового уровня. В то же время полный запрет использования зарубежных программных продуктов приведет к запаздыванию в выполнении госпрограмм, а то и к их невыполнению. Импортное оборудование также нельзя заменить отечественными аналогами в сжатые сроки. Отечественные производители не смогут сразу обеспечить спрос на сложное технологическое оборудование (серверы, сложные компьютеры).
Та же ситуация - и в здравоохранении. Показательна ситуация с недавним проектом постановления минпромторга России, предполагающего запрет на закупку государством импортного медоборудования. В итоге представители министерства рассмотрели вариант ограничения участия иностранной медтехники в госзакупках, предусмотрев его только для тех производителей, у оборудования которых есть конкурентоспособный отечественный аналог. Но крайне сложно найти такой, который соответствовал бы всем необходимым параметрам.
Процесс импортозамещения в закупках сталкивается с еще одним очень важным препятствием - это сложность и неоднозначность законодательной базы, в частности 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также, например, закона "О конкуренции". На него часто ссылаются регулирующие и проверяющие органы при рассмотрении процедур закупок, в которых указана страна-производитель или марка приобретаемого товара.
То есть на сегодня, с учетом сложившейся практики, установка переходить на отечественные товары будет идти вразрез с действующим законодательством. И указание в документации о закупке конкретной страны-производителя, например Российской Федерации, может повлечь за собой ряд жалоб, которые, скорее всего, будут рассмотрены в пользу заявителя.
Согласно проведенному исследованию, многие заказчики не готовы идти на такую конкретизацию страны-производителя закупаемого товара из-за отсутствия необходимых нормативно-правовых актов, подтверждающих их абсолютное право на такие действия.
Ряд крупных отечественных госкорпораций, успевших прочувствовать всю сложность работы в санкционном режиме, также ссылается на целесообразность внесения изменений в действующее законодательство, чтобы закупать товары быстрее и проще. Ведь сам по себе процесс импортозамещения достаточно затратен и сложен.
Концепцию импортозамещения необходимо поддерживать, но подходить к этому вопросу следует комплексно. Нужно заблаговременно готовить не только нормативно-правовые акты, но и многолетнюю тактику и стратегию развития, которая не будет подвержена сиюминутным изменениям.